Естественно, никакой угрозы для нашей планеты предстоящее сближение не несет, однако за крошечным астероидом теоретически можно вести наблюдение в ночь с 11 на 12 октября. Сразу скажем, что задачка эта не из легких — блеск астероида в максимуме составит всего 12,8m, а наблюдения настолько слабых объектов находится за пределами возможностей небольших любительских телескопов.

Почему мы вообще о нем упоминаем?

Давайте вначале посмотрим на краткие характеристики этого тела.

Астероид 2012 TC4 был открыт в рамках автоматического обзора неба PanSTARRS в 2012 году (первые цифры в названии астероидов указывают на год их открытия). Принадлежит наш гость к группе Аполлона, то есть к таким астероидам, которые вблизи перигелия пересекают орбиту Земли, но чей путь вокруг Солнца проходит большую часть времени дальше орбиты Земли. Ясно, что такие астероиды могут представлять серьезную опасность для нашей планеты.

астероид 2012 TC4

Крошечное пятнышко на этом снимке — астероид 2012 TC4, сфотографированный на одном из крупнейших в мире телескопов (8-метровый VLT в Чили). Так как телескоп следил за движением астероида, звезды на снимки превратились в полоски света. Источник: ESO/ESA NEOCC/Olivier Hainaut (ESO), Marco Micheli (ESA), Detlef Koschny (ESA)

За примерами далеко ходить не надо: мы все помним падение челябинского метеорита 15 февраля 2013 года. До столкновения с Землей челябинский метеорит был также астероидом из группы Аполлона. Поперечник его был невелик — что-то около 17 метров, а масса составляля порядка 10 тысяч тонн. В результате, войдя в атмосферу Земли на скорости 18 км/с астероид разрушился на высоте около 20 километров. Большая его часть сгорела, а фрагменты выпали на обширной площади Челябинской области.

Астероид 2012 TC4 очень похож по своим характеристикам на челябинский метеорит. Размер нашего гостя оценивается в 10-30 метров, масса также примерно равна массе челябинского метеорита. Столкновение, если оно когда-нибудь состоится, будет выглядеть примерно так же, как и падение под Челябинском.

Единственное важное различие состоит в том, что, в отличие от события 2013 года, астрономы знают о существовании 2012 TC4, могут следить за его движением, а значит, и предсказывать его поведение. Следить за опасными астероидами нужно постоянно, поскольку их орбиты крайне неустойчивы, в отличие от орбит планет. Дело в том, что масса таких глыб исчезающе мала по сравнению с массой планет (что такое 10 тысяч тонн?!), а значит, притяжение планет может легко менять их траекторию движения вокруг Солнца.

Хорошей иллюстрацией служит анимация предстоящего сближения 2012 TC4 с Землей. Обратите внимание, как меняется траектория тела после рандеву с нашей планетой!

астероид 2012 TC4

Траектория пролета астероида 2012 TC4 мимо Земли 12 октября 2017 года (показана зеленым цветом). Также на анимации показаны орбиты геостационарных спутников (фиолетовым) и движение Луны (белым цветом). Источник: Wikipedia

Еще лет 30 назад наблюдение за опасными астероидами было за рамками возможностей астрономов хотя бы потому, что большинство таких тел были в то время еще не открыты. Сейчас многое поменялось. Постоянные обзоры всего неба, проводящиеся на автоматических телескопах, позволили открыть тысячи потенциально угрожающих Земле астероидов. (Обзор panSTARRS, в рамках которого был открыт 2012 TC4, является одним из самых успешных подобных обзоров.)

Подавляющее большинство опасных астероидов — летающие глыбы вроде 2012 TC4 диаметром несколько метров. Малые размеры позволяют наблюдать за ними не все время, а только в те короткие периоды, когда они приближаются к Земле. Каждое сближение позволяет уточнить орбиту астероида и более надежно спрогнозировать его поведение. Вот почему важно не пропускать ни одну такую встречу.

Но если сегодня небо постоянно «мониторят» десятки специальных телескопов, почему же они не заметили астероид, взорвавшийся над Челябинском? Тут все просто: челябинский объект подлетал к Земли со стороны солнца, то есть находился на дневном небе, в «мертвой зоне» любого оптического или инфракрасного телескопа.

Чтобы открывать заранее тела, подобные челябинскому метеориту, обзорные телескопы нужно выносить в космос, за пределы атмосферы Земли.