Внимание! Онлайн-трансляцию полета астероида можно увидеть здесь. Трансляция начнется в 26 января в 22:30 по московскому времени.

Каждый год мимо Земли пролетает несколько десятков астероидов. Большинство из них размером с автомобиль, некоторые — с дом. Довольно часто их обнаруживают на подлете к Земле, когда астероид подобрался к планете совсем близко, ближе Луны. Как правило, такие тела трудно наблюдать любителям из-за их небольшого блеска.

Совсем другое дело — астероид 2004 BL86, размер которого составляет, по разным оценкам 650-700 м. 2015 года 26 января 2015 года в 20 часов 20 минут по московскому времени 2004 BL86 пройдет на расстоянии 1,2 миллиона км от Земли (в три раза дальше Луны) и станет крупнейшим на ближайшее десятилетие небесным телом, сблизившимся с нашей планетой. Относительная скорость астероида составит 15,6 км/с.

Никакой опасности столкновения с Землей 2004 BL86 не представляет, однако сам пролет будет легко наблюдать. Максимальная яркость объекта составит 9m, что позволит увидеть его в бинокли с апертурой 70 мм и телескопы с апертурой свыше 100 мм.

Как найти астероид 2004 BL86?

С 20:00 26 января до 2 часов ночи 27 января (время московское) астероид будет двигаться на фоне звезд в направлении юг — север по западной части созвездия Гидра. В это время блеск астероида увеличивается с 10m до 9,5m. В 20:20 (точка максимального сближения) 2004 BL86 достигнет максимальной угловой скорости 160″ в минуту времени (2,7 градусов или 5 дисков Луны в час).

В 2 часа ночи 27 января астероид пересечет северную границу созвездия Гидры и вступит в созвездие Рака, где в 7 утра по московскому времени достигнет максимального блеска на уровне 9,0m. А с 8 до 9 утра астероид пролетит на фоне звездного скопления «Ясли» (М44). Это значительно облегчит задачу поиска 2004 BL86 для любителей астрономии. К сожалению, на западе России (в частности, в Москве и Санкт-Петербурге) в это время созвездие Рака будет заходить за горизонт на западе. Зато пролет астероида на фоне звездного скопления увидят жители Дальнего Востока.

Если вы плохо ориентируетесь в звездном небе, сделайте следующее.

• Найдите на небе планету Юпитер. Юпитер очень яркий, ярче любой звезды. Вечером планета видна на востоке, ночью на юге, утром на западе.
  • Примерно в 10° правее Юпитера (10° — кулак вытянутой руки) вы обнаружите цепочку слабых звезд, тянущуюся с юга на север. Это — созвездие Рака (см. рисунок). На засвеченном городском небе слабые звезды Рака могут быть не видны.
созвездия Рака в январе 2015 года

В полночь 27 января Юпитер и созвездие Рака находятся высоко над южным горизонтом. Рисунок: Stellarium

• Астероид 2004 BL86 пересечет южную границу созвездия Рака после 2 ночи по Москве 27 января. Начиная с этого времени воспользуйтесь подробной картой Рака ниже. Здесь путь астероида показан прямой линией, а засечки отмечают его положение в указанное рядом время.
карта пути астероида 2004 BL86 по созвездию Рака

Карта пролета астероида 2004 BL86 по созвездию Рака с 4 до 9 утра по московскому времени. Обратите внимание, что между 8 и 9 утра объект пройдет через рассеянное скопление М44 («Ясли»). Рисунок: SkyMap/Большая Вселенная

• Если вы новичок в астрономических наблюдениях, то для поиска 2004 BL86 удобней воспользоваться мощным биноклем. Не забудьте установить его на штатив!
  • Если Вам не повезет с погодой или нет оптических инструментов, то Вы можете посмотреть прямую трансляцию полета астероида на нашем сайте или на сайте Виртуального телескопа.

Несколько слов о небесном теле. Околоземный астероид 2004 BL86 был открыт 20 января 2004 года в ходе обзора неба LINEAR (автоматизированный телескоп в штате Нью-Мексико, США, диаметр зеркала 1 м, f/2,15). Он относится к группе околоземных астероидов «Аполлоны», к которым принадлежал и Челябинский метеорит. 2004 BL86 имеет, вероятно, неправильную форму и внешне сравним с небольшой горой.

Выше мы писали, что диаметр объекта оценивается в 650-700 метров. Предстоящий пролет даст астрономам возможность уточнить форму и размер 2004 BL86 с помощью радиолокации. На 27 января запланированы наблюдения на радиотелескопах Голдстоун и Аресибо с разрешением 2 метра на пиксель. Изображения астероида мы опубликуем на нашем сайте.