Каждый год астрономы открывают десятки астероидов и метеороидов, представляющих потенциальную опасность для Земли. Довольно часто такие объекты обнаруживаются на подлете к Земле, когда до максимального сближения остается всего несколько дней или даже часов. Иногда, как в случае с челябинским метеоритом, астероид остается незамеченным до самого вторжения в атмосферу Земли! Если бы челябинское тело пролетело мимо, мы, вполне возможно, так и не узнали бы о его существовании.

Такое положение дел, возможно, покажется кому-то тревожным. Недавние события в Челябинске показывают, что даже объект размерами порядка 10 метров может вызвать серьезные последствия при падении над густонаселенной местностью. О более масштабных явлениях, таких, как падение Тунгусского метеорита, происходящих, по всей видимости, раз в несколько сот лет, и говорить не приходится. Выходит, сегодня мы не в состоянии проследить за всеми объектами, представляющими угрозу для нашей планеты?

Это так. Но положение дел улучшается с каждым годом. Начиная с 1995 года, когда была запущена программа «Космический патруль» (Spacewatch), несколько автоматических обзоров неба непрерывно следят за быстро движущимися тусклыми объектами в окрестностях Земли.

Статистика открытий потенциально опасных астероидов, начиная с 1995 года. Рисунок: NASA

Один из таких обзоров — и самый успешный на сегодняшний день — проект Catalina Sky Survey, задачей которого является обнаружение 90% всех опасных астероидов диаметром свыше 140 метров.

6 июня телескопы Каталины обнаружили очередной небольшой астероид, который сегодня утром (в 7:42 по московскому времени) пролетел на расстоянии всего 111 тысяч км от Земли (это втрое меньше расстояния до Луны). Новый астероид получил название 2013 LR6. Диаметр 2013 LR6 оценивается в 5-16 метров, и вероятнее всего, составляет 12 м.

Собственно, такое или очень похожее по размерам тело взорвалось в небе над Челябинском 15 февраля этого года. Вспомним, что в тот же день любители астрономии наблюдали пролет мимо Земли астероида 2012 DA14, который сблизился на расстояние всего 27 тысяч километров! Можно представить, какое количество подобных камней пролетает в непосредственной близости от Земли каждый год!

Сегодня астероид 2013 LR6 пролетел, конечно, на более комфортном расстоянии, чем 2012 DA14, но и 110 тыс. км по стандартам Солнечной системы очень близко.

Со скоростью 9,8 км/с астероид промчался мимо Земли по южным созвездиям, находясь во время максимального сближения в созвездии Парусов. Поэтому наблюдать за пролетом 2013 LR6 с территории России было нельзя. Блеск объекта не превысил 13 зв. вел. Вот так астероид выглядел на снимке, сделанном Виртуальным телескопом 7 июня.

Астероид 2013 LR6. Изображение получено 7 июня, за несколько часов до максимального сближения с Землей, когда объект находился на расстоянии около 300 тысяч км от нашей планеты. Выдержка составила 60 секунд; астероид на снимке выглядит точкой, так как телескоп перемещался вслед за объектом, звезды же сместились и потому превратились в белые полоски. Фото: www.virtualtelescope.eu/Gianluca Masi

PS. Каждый раз после очередного сближения с Землей опасного астероида, вспоминается замечательная книга английского писателя-фантаста Артура Кларка «Свидание с Рамой», написанная в начале 1970-х годов. В книге описывается встреча космической экспедиции с огромным космическим кораблем внеземной цивилизации, путешествующим сквозь Солнечную систему. По замыслу автора корабль был открыт в ходе проекта «Космический патруль», который охранял Землю от опасных астероидов. Прошло 20 лет с момента выхода книги, и в строй вступил настоящий «Космический патруль», первый обзор неба, предназначенный специально для поиска объектов вроде 2013 LR6 или 2012 DA14. Вот так сказка становится былью.