Прежде всего перед нами вследствие суточного вращения Земли проходят созвездия: летние кульминируют на юге вечером, осенние и зимние — ночью и утром. Утром также появляются на востоке весенние созвездия Рака и Льва. В созвездии Льва бо́льшую часть месяца находится Венера. 3 октября состоится сближение планеты с самой яркой звездой созвездия — Регулом (α Льва). Далее в октябре нас ждет покрытие Луной относительно яркой звезды χ¹ Ориона (блеск 4,4m) и максимум метеорного потока Дракониды. 18 октября можно попытаться отыскать Марс возле тонкого серпика молодой Луны (фаза 0,13). Далее будут наблюдаться максимум метеорного потока Ориониды (21 октября) и восточная элонгация Меркурия (26 октября). В течение всего месяца могут наблюдаться северные сияния, однако предсказать их появление на небе на длительный срок невозможно.

полярное сияние над Норвегией

Полярное сияние недалеко от Тромсё (Норвегия). Фото: Pere Soler

Теперь остановимся подробнее на некоторых наиболее интересных астрономических явлениях октября 2012 года.

Сближение Венеры и Регула

Сближение Венеры и Регула, пожалуй, самое яркое астрономическое событие месяца. Произойдет оно совсем скоро: 3 октября около полудня (по московскому времени). В этот момент расстояние между планетой и звездой составит всего 7 угловых минут, что почти вдвое меньше углового расстояния между Мицаром и Алькором. Владельцы телескопов на монтировке с часовым механизмом могут попытаться найти пару при дневном свете.

Невооруженным глазом Венеру можно наблюдать утром в восточной части неба, как очень яркую желтоватую звезду, находящуюся немного правее и выше Регула. В относительном блеске Венера превосходит Регул почти в 150 раз. На предрассветном небе Новосибирска планета и звезда будут разделены 20 угловыми минутами, а на небе Москвы расстояние между ними составит уже 16′. Утром 4 октября Венера и Регул значительно разойдутся — их разделят на небе свыше 3/4 градуса, причем Венера будет находиться восточнее Регула.

Красивейшая двойная звезда, один из компонентов которого желтого цвета, а другой — голубого, сформируется, таким образом, всего на одно утро. В следующий раз подобное сближение Венеры и Регула произойдет только 1 октября 2044 года — постарайтесь не пропустить это замечательное явление!

Другие планеты в октябре

В течение октября наиболее заметной планетой на небе будет Юпитер, видимый практически в течение всего темного времени суток. В октябре Юпитер находится в созвездии Тельца, недалеко от Альдебарана (α Тельца) и рассеянных скоплений Гиады и Плеяды. На небе планета видна как желтая не мерцающая точка, намного превосходящая по блеску любую из звезд. Единственный объект, превосходящий Юпитер в блеске (кроме Солнца и Луны) — это Венера, которая восходит утром на востоке. Угловое расстояние между Юпитером и Венерой составит 75° в начале октября более 105° в конце месяца.

15 октября около полуночи Юпитер будет виден на востоке. Рисунок: Stellarium

3, 4 и 5 октября в созвездии Тельца будет гостить Луна. Вечером 5 октября наш спутник будет находиться в 1,5° южнее Юпитера (это всего три диска Луны), составляя вместе с ним красивую пару. Утром 12 октября серп старой Луны будет находиться поблизости от Венеры.

Из других событий стоит отметить наибольшую восточную элонгацию Меркурия, которая произойдет 26 октября. В это время Меркурий можно попытаться увидеть в южных регионах России сразу после захода Солнца в западной части неба.

Подробнее о наблюдении планет смотрите статью Планеты в октябре 2012 года.

Венера, Луна и Регул на небе утром 12 октября. Рисунок: Stellarium

Метеорные потоки в октябре

В октябре также ожидаются максимумы активности двух метеорных потоков — Драконид и Орионид.

Дракониды — метеорный поток, связанный с кометой Джакобини — Циннера (21P/Giacobini-Zinner). Он не слишком хорошо известен любителям астрономии по двум причинам. Первая — это краткая активность потока, всего лишь на протяжении четырех дней, с 6 по 10 октября. Вторая причина — активность Драконид высока только в годы нахождения кометы Джакобини — Циннера вблизи Солнца (последний перигелий ожидался в феврале 2012 года, поэтому есть вероятность увеличения числа метеоров).

Момент максимума активности Драконид будет наблюдаться около 16:00 по московскому времени 8 октября. Ожидается, что зенитное часовое число ZHR в этом году составит около 35. Радиант потока находится в созвездии Дракона недалеко от звезды Веги (координаты: α = 262°, δ = +54°) и наблюдается в течение всей ночи. Отличительная особенность Драконид состоит в том, что это очень медленные метеоры красноватого цвета.

метеор из потока Дракониды

Метеор из потока Драконид, сфотографированный на фоне полярного сияния в Норвегии. Фото: Frank Martin Ingilæ

Максимум Орионид ожидается утром 21 октября. Ориониды не очень богатый поток, дающий во время максимума в среднем около 25 метеоров в час. Радиант находится в созвездии Ориона (координаты: α = 95°, δ = +16°), недалеко от границы с созвездием Близнецов, однако за период активности потока заметно дрейфует.

Ориониды интересны тем, что связаны со знаменитой кометой Галлея. Эта комета дает очень быстрые метеоры, врывающиеся в атмосферу Земли на скоростях свыше 60 км/с. В результате вспышки метеоров коротки, а сами они белого цвета, часто со следами. В этом Ориониды очень похожи на Персеиды, хотя, конечно, далеко не так обильны, как знаменитый августовский звездопад.

2012 году — хорошее время для наблюдения обоих потоков. Луна в фазе последней четверти может создать некоторые проблемы 8 октября, однако будет находиться на востоке, в то время как наблюдение Драконид лучше всего вести в северо-западной части небе. Ориониды лучше всего наблюдать ночью, когда созвездие Ориона будет находиться на юго-востоке. Луна 21 числа будет в фазе первой четверти, и к этому времени уже скроется за горизонтом. Наблюдать Ориониды лучше всего вблизи зенита, где небо наиболее прозрачно.

Покрытие звезды χ¹ Ориона Луной 7 октября

Еще одно достаточно интересное событие в октябре 2012 — покрытие Луной относительно яркой звезды χ¹ Ориона. Покрытие — это астрономическое явление, во время которого одно небесное тело проходит перед другим небесным телом, заслоняя его полностью или частично от наблюдателя. Покрытия звезд Луной очень интересно как для профессиональных астрономов, так и для продвинутых любителей. Точно фиксируя моменты покрытий, астрономы не только уточняют теорию движения Луны, но и выявляют среди звезд тесные двойные звезды и даже исследуют структуру поверхности некоторых звезд-гигантов.

Обладатели телескопов могут попытаться точно зафиксировать момент покрытия Луной звезды χ¹ Ориона, а также момент открытия звезды. Явление будет наблюдаться ночью 7 октября на европейской территории России (южнее широты Санкт-Петербурга) и в Западной Сибири. Ниже в таблице приводятся данные покрытия и открытия звезды для разных городов.

ГородПокрытиеОткрытие
Москва01:1301:45
Сочи00:4101:34
Казань01:1101:58
Омск04:2105:29
Новосибирск04:3205:43

Открытие звезды χ¹ Ориона ночью 7 октября. Картина дана для московского региона. Рисунок: Stellarium

Наблюдаем Алголь

Октябрь — благоприятный месяц для наблюдения переменных звезд и, в частности, яркого Алголя. Алголь принадлежит к классу затменно-переменных звезд. Система состоит из двух звезд, обращающихся вокруг общего центра масс. Орбита звезд находится в плоскости луча нашего зрения, поэтому компоненты периодически загораживают от нас друг друга. Каждые 2,9 суток, когда меньшая и более тусклая звезда загораживает главный компонент, блеск Алголя падает с 2,1m до 3,4m. Эту разницу можно легко заметить невооруженным глазом. После этого звезда продолжает в течение нескольких часов оставаться тусклой, а затем довольно быстро возвращается к прежнему блеску.

Созвездие Персея и Алголь будут находиться в восточной, юго-восточной или южной части неба (в зависимости от времени суток) над созвездием Тельца и находящимся в нем ярким Юпитером. Рисунок: Stellarium

Наблюдение Алголя, как и других переменных звезд, лучше проводить в то время, когда на небе нет яркой Луны. В октябре несколько периодов минимума блеска Алголя приходится на дневное время. Ниже приводим даты, когда звезду можно наблюдать ночью в минимуме или вблизи минимума блеска (время минимума дается московское):

7 октября в 07:20

10 октября в 04:25

13 октября в 22:10

15 октября в 22:00

18 октября в 18:50

30 октября в 06:05

Более подробные сведения о различных астрономических явлениях и событиях можно почерпнуть из Астрономического календаря на 2012 год (автор Александр Козловский), который можно скачать бесплатно здесь.

Ниже приводим сводный список астрономических событий и явлений.

Календарь астрономических событий в октябре 2012 года

3 октября. Венера в соединении с Регулом на предрассветном небе. Планету и звезду будут разделять на небе лишь несколько угловых минут.

5 октября. Луна находится поблизости от Альдебарана (альфа Тельца) и Юпитера.

5 октября. Луна в апогее. Расстояние между Луной и Землей составит около 405000 км.

7 октября. Покрытие Луной звезды χ¹ Ориона (блеск 4,4m). Покрытие будет наблюдаться на европейской территории России (южнее Санкт-Петербурга) и на западе Сибири.

8 октября. Максимум метеорного потока Дракониды.

8 октября. Луна в фазе последней четверти.

12 октября. Утром Луна находится в 8° от Венеры.

15 октября. Новолуние.

17 октября. Луна в перигее. Расстояние от Земли составит около 360700 км.

18 октября. Марс находится недалеко от тонкого серпа молодой Луны.

21 октября. Максимум метеорного потока Ориониды.

22 октября. Луна в фазе первой четверти.

26 октября. Меркурий в наибольшей восточной элонгации. Угловое расстояние между Солнцем и планетой составит 24°.

29 октября. Полнолуние.