галактика М81 в созвездии Большая Медведица

Галактика М81 (или галактика Боде) — спиральная галактика в созвездии Большой Медведицы. Была открыта в 1774 году немецким астрономом Иоганном Боде, в честь которого и была названа. В 1779 году галактику переоткрыл француз Пьер Мешен, а затем его соотечественник Шарль Мессье внес ее в свой знаменитый каталог под номером 81 (читается как «эм 81» или «Мессье 81). В Новый общий каталог туманных объектов (NGC) галактика вошла под номером 3031.

Галактика М81 в цифрах

Видимый диаметр: 26,9′ × 14,1′
Диаметр: 94000 св. лет
Масса: ~50 миллиардов масс Солнца

Галактика Боде: краткое описание

М81 одна из самых ярких галактик на небе. Ее интегральный блеск* равен 6,94m, что делает ее легко доступной для наблюдений даже в бинокль. В телескоп с апертурой 200 мм становится заметной структура галактики, а на фотографиях с большой экспозицией проявляются многочисленные подробности — яркое компактное ядро и 2 классических спиральных рукава, доходящих почти до центра галактики.

* Интегральный блеск — суммарная яркость всех частей протяженного небесного объекта. Блеск этого объекта, если бы он был сведен в точку.

Расстояние до М81 равно 11,8 миллионов световых лет. Галактика несколько меньше Млечного Пути — ее поперечник равен 94000 св. лет, а масса равняется примерно 50 миллиардам солнечных масс. В центре М81 находится сверхмассивная черная дыра, ее масса по меньшей мере в 70 миллионов раз больше массы Солнца.

Спиральные рукава М81 богаты газом и пылью. Многочисленные туманности хорошо видны на снимках галактики в инфракрасном свете.

На небе галактика Боде не одинока — на расстоянии 0,5° от нее располагается яркая спиральная галактика Сигара или М82. Расстояние между галактиками составляет 150000 св. лет, они крепко связаны силами взаимного притяжения и обращаются вокруг общего центра масс с периодом 100 миллионов лет. Уже сейчас две звездные системы активно обмениваются газом и инициируют друг в друге мощнейшие процессы рождения звезд. Через несколько миллиардов лет они сольются, образуя одну большую галактику.

галактика Боде и галактика Сигара

Галактики М81 (слева) и М82. Последний миллиард лет эти две гигантские галактики ведут гравитационный поединок. Сила притяжения каждой из галактик оказывает мощное воздействие на другую во время близких прохождений, которые происходят каждые сто миллионов лет. При последнем сближении притяжение M82 вызвало волны плотности, распространяющиеся вокруг M81, в результате у M81 возникли такие красивые спиральные рукава. В свою очередь, M81 инициировала в M82 бурное звездообразование и формирование сталкивающихся газовых облаков с такой высокой энергией, что галактика светится в рентгеновских лучах. Через несколько миллиардов лет от двух галактик останется только одна. Фото: Johannes Schedler/APOD

Яркие М81 и М82 являются излюбленной целью астрофотографов и астрономов-любителей. Еще ближе, чем М82, расположена гораздо более тусклая неправильная галактика Хольмберг IX, часто проявляющаяся на фотографиях галактики Боде. М82 и Хольмберг IX — галактики-спутники М81. Вообще же галактика Боде возглавляет целую группу из 34 галактик, которая является одной из ближайших к Местной группе галактик.

Несмотря на то что галактика Боде — одна из ближайших к нам крупных галактик, она не связана гравитационно с Млечным Путем, как, например, Туманность Андромеды. Поэтому М81 удаляется от нас со скоростью 42 км/с, которая определяется общим расширением Вселенной.

Сверхновая звезда в М81

За все время наблюдений в галактике была обнаружена только одна сверхновая, в 1993 году. SN 1993J была открыта 28 марта Ф. Гарсией в Испании. На то время это была вторая по яркости сверхновая, наблюдавшаяся в XX веке после сверхновой 1987 года, вспыхнувшей в Большом Магеллановом Облаке. SN 1993J принадлежит к сверхновым II типа и является результатом коллапса массивной звезды.

Отсутствие сверхновых в последние годы заставляет обратить пристальное внимание на М81: возможно, следующая сверхновая звезда вспыхнет в ней в самое ближайшее время.

Галактика Боде на небе

На территории России и в сопредельных странах галактика Боде видна на небе круглый год: весной по вечерам в зените на юге, летом — высоко в небе на западе, осенью — низко над горизонтом на севере, а зимой — на востоке.

Чтобы найти галактику М81, сделайте следующее: мысленно соедините линией две звезды Ковша, Фекду и Дубхе. Затем продлите эту линию на такое же расстояние. Она укажет на галактику Боде и ее спутников, М82 и Хольмберг IX.

расположение галактики М81 на небе