NGC 3738 — карликовая неправильная галактика в созвездии Большой Медведицы. Несмотря на то что нас разделяет всего 12 миллионов световых лет (для межгалактических расстояний это немного), NGC 3738 лишь едва заметна в любительские телескопы. Профессионалы, между тем, давно исследуют эту звездную систему, так как при детальном рассмотрении обнаруживается, что в галактике происходят интересные и драматические события.

На новом изображении, полученном космическим телескопом «Хаббл» путем объединения снимков в видимых и инфракрасных лучах, мы видим галактику с очень бурным звездообразованием. Доказательством этому служат яркие голубые звезды в окружении мощных облаков водорода.

NGC 3738

NGC 3738 в созвездии Большой Медведицы. Галактику впервые наблюдал знаменитый английский астроном Уильям Гершель еще в 1789 году. Поперечник NGC 3738 равен около 10 000 световых лет, что в 10 раз меньше Млечного Пути. © ESA/Hubble&NASA

С одной стороны, огромные газовые комплексы показывают, что материала для производства звезд в NGC 3738 предостаточно. С другой стороны, сам факт того, что они проявились на изображении, показывает, что внутри этих облаков находится множество очень горячих звезд, которые разогревают и заставляют светится красным межзвездный водород. И действительно, галактика в целом имеет голубоватый цвет — это значит, что основной вклад в ее излучение дают очень молодые массивные звезды.

NGC 3738 находится в созвездии Большой Медведицы, и относится к группе галактик М81. К этой же группе относится знаменитая «взрывающаяся» галактика М82, известная как галактика Сигара. Но в отличие от М82, звездная система NGC 3738 гораздо меньше по своим размерам, являя собой прекрасный пример карликовой голубой компактной галактики. Это самые маленькие галактики со вспышкой звездообразования, обнаруженные астрономами во Вселенной.

Мы нередко писали о крупных спиральных звездных системах, таких как галактика М83 или М100. NGC 3738 — яркий пример небольшой, но интересной неправильной галактики, находящейся по соседству от Млечной Пути. В отличие от спиральных или эллиптических галактик, неправильные галактики не имеют никаких отличительных особенностей, таких, как спиральные рукава или сферической формы балджи. Как правило, неправильные галактики имеют чрезвычайно хаотический внешний вид, что делает их похожими на самые первые звездные системы, сформировавшиеся во Вселенной. Астрономы полагают, что, исследуя неправильные галактики, они смогут получить представление о том, как появились первые звезды вскоре после Большого Взрыва.