Комета C/2012 S1 (ISON), открытая 21 сентября 2012 года любителями астрономии Виталием Невским (Беларусь) и Артемом Новичонком (Россия), сразу привлекла внимание астрономов по всему миру. Параметры орбиты показали, что в ноябре 2013 года она должна пройти очень близко от Солнца, после чего стать одной из самых ярких и больших комет первой половины XXI века.

Начиная с конца 2012 года многие крупные обсерватории, включая телескоп «Хаббл», и даже космические зонды пристально следят за поведением кометы ISON, а в сети Интернет время от времени появляются видео с кометой. Здесь собраны наиболее интересные видео кометы, полученные любителями и профессиональными астрономами.

Пост будет обновляться по мере появления новых материалов. Видео размещены в хронологическом порядке.

Видео кометы ISON, составленное из снимков Deep Impact

Это видео составлено из серии фотографий, полученных 17 и 18 января 2013 года космическим аппаратом Deep Impact. Интервальное видео показывает движение кометы за 36-часовой период. В это время небесное тело находилось на расстоянии 793 миллиона километров от зонда.

Другой вариант видео на основе снимков Deep Impact можно посмотреть в первоисточнике на сайте JPL.

Комета C/2012 S1 (ISON) — видео «Хаббла»

Интервальное видео, составленное из снимков, сделанных «Хабблом» 8 мая 2013 года. Космический телескоп фотографировал комету на протяжении 43 минут, получив несколько десятков изображений. На момент съемки расстояние до кометы ISON составляло 650 миллионов километров, объект двигался со скоростью 77250 км/ч.

STEREO-A следит за кометой ISON

Космическая обсерватория STEREO, предназначенная для наблюдений Солнца, попутно часто наблюдает кометы, сближающиеся с Солнцем. (Обсерватория состоит из двух космических аппаратов, находящихся друг от друга по разные стороны от Солнца. Это дает возможность одновременно наблюдать звезду с двух сторон, получая ее стереоскопическое изображение — отсюда и название STEREO.)

Комета ISON попала в поле зрения одного из телескопов STEREO, оказавшись поблизости от Меркурия, Земли и периодической кометы Энке, которая сейчас видна на нашем небе поблизости от кометы ISON.

Это видео составлено из фотографий, полученных аппаратом STEREO-A. Темные «облака» справа на изображении — солнечный ветер, «дующий» от звезды (Солнце находится справа за пределами кадра). Хвосты комет, состоящие из разреженного газа и пыли, очень чутко реагируют на вариации в плотности солнечного ветра; сталкиваясь с ним, они изгибаются и меняют яркость и ширину. 24 ноября астрономы опубликовали новое видео ISON, созданное из фотографий STEREO-A:

кометы ISON и Энке 19-22 ноября

Кометы ISON и Лавджоя в интервальном видео Джастина Нг

За кометами следят тысячи астрономов-любителей по всему миру. Сингапурец Джастин Нг (Justin Ng) получил целую серию последовательных снимков комет ISON и Лавджоя, а затем выстроил их небольшой фильм, показывающий, как кометы перемещаются на фоне звезд.

Timelapse of Comet ISON and Comet Lovejoy from Justin Ng Photo on Vimeo

Съемка датирована 11 ноября 2013 года. Видео покрывает 50 минутный промежуток для кометы ISON и 90 минут жизни кометы Лавджоя. Как видим, даже за столь небольшое время кометы значительно смещаются на фоне звезд.

Восход кометы ISON утром 22 ноября

Прекрасное интервальное видео с восходом кометы было снято 22 ноября с вершины вулкана Тейде (Канарские острова). Съемка велась на протяжении 40 минут (06:00 — 06:39 по Гринвичу). Левее и чуть ниже кометы восходит в лучах зари оранжевый Меркурий, в правом верхнем углу в начале видео видна звезда Спика, альфа созвездия Девы…

Комета ISON и Энке движутся параллельными курсами

Видео космического телескопа STEREO-A за 25 ноября:

Comet ISON STEREO HI-1A from ISON Updates on Vimeo.

Еще 2 видео от любителей астрономии

Анимация Джозефа Бримакомба (Joseph Brimacombe):

… и Брюса Гэри (Bruce Gary), любителя астрономии и исследователя комет:

комета ISON 14 ноября

Последняя анимация показывает движение кометы ISON 14 ноября, сразу после вспышки.