Комета Каталина наконец-то появилась на утреннем небе северного полушария! Начиная с весны, когда потускнела блиставшая до того комета Лавджоя, ни одна более или менее яркая «хвостатая звезда» не появлялась на небе Земли. И вот — новая заметная комета, которая будет видна с конца ноября 2015 года по весну 2016 года!

Комета C/2013 US10 Catalina была открыта в октябре 2013 года на 0,67-метровом телескопе Шмидта-Кассегрена в ходе выполнения программы Каталинского обзора неба. Первые прогнозы относительно ее поведения были весьма оптимистичны: в частности, предсказывалось, что в конце 2015 года, после прохождения кометой перигелия, ее яркость достигнет внушительных 4,5m (это сделало бы C/2013 US10 видимой невооруженным глазом). Оправдываются ли они? Пока лишь частично.

комета Каталина

Комета Каталина большую часть 2015 года путешествовала по небу южного полушария Земли. Этот снимок сделан 3 октября 2015 года, комета находилась в созвездии Центавра. Фото: Martin Mobberley

Как и многие из новых комет, комета Каталина летит к нам из облака Оорта. Это первое ее появление во внутренних областях Солнечной системы. Поведение таких «гостей» менее предсказуемо, чем комет периодических. Это легко объяснимо. В отличие от периодических, хорошо изученных комет, астрономы не знают ни массы, ни формы ядра кометы, ни преобладающего материала, из которого она сложена (другими словами, что будет преобладать в выбросах кометы — газы, пыль или вода). В результате, многие кометы из облака либо не оправдывали возложенных на них надежд, либо превосходили их. В качестве яркого примера можно привести известную комету ISON, которая не пережила близкого сближения с Солнцем и испарилась за считанные часы.

Комете C/2013 US10 Catalina подобная участь не грозила изначально — ее перигелий проходил слишком далеко от Солнца. Однако, начиная с августа — за три месяца до перигелия — она начала отставать от графика: рост блеска кометы почти остановился. В сентябре он составлял 7m, в октябре достиг 6,5m, затем снова упал до 7-й зв. величины. В настоящее время блеск Каталины составляет примерно 7m и если и растет, то незначительно.

Впрочем, это не означает, что комета останется телескопической. Согласно новым расчетам, максимум ее блеска придется на середину января 2016 года и ожидается в пределах 5,5m — 6m, что сделает ее отличной целью для наблюдения даже в бинокль! (За городом комету можно будет увидеть и невооруженным глазом на пределе видимости.)

Инструменты для наблюдения кометы Каталина

Прежде чем рассказать о том, когда и в какой части неба можно будет наблюдать комету Каталина, давайте определимся, какие инструменты потребуются для наблюдения кометы.

Для того, чтобы просто увидеть комету в конце ноября и в декабре 2015 года, понадобится бинокль с апертурой свыше 40 мм (диаметр входящего отверстия), либо телескоп с апертурой 60 мм и выше. Бинокль хорош для поиска кометы — с его помощью можно быстро исследовать большие площади неба. Кроме того, бинокль портативен и легок в обращении. Однако если в вашем распоряжении хороший астрономический бинокль с объективом 70 мм и выше, позаботьтесь о надежном штативе, ведь такой бинокль достаточно тяжел.

Чтобы рассмотреть какие-то детали в строении кометы, вам потребуется телескоп, собирающий достаточно света и позволяющий применять увеличения свыше 100×. Лучше использовать для этого светосильный рефлектор (зеркальный, а не линзовый, телескоп) с объективом от 100 мм. Хорошо, если он установлен на экваториальной монтировке. Маленькие телескопы-рефлекторы и бинокли имеют свое преимущество: при небольших увеличениях они дают настолько большое поле зрения, что позволяют одновременно наблюдать и голову кометы и ее хвост.

Если в январе 2016 года блеск кометы превысит 6m, то за городом комету можно будет увидеть и невооруженным глазом как очень слабую туманную звезду. Хвост и другие детали можно будет увидеть только в бинокль, телескоп или подзорную трубу. Вообще же видимость кометы для небольших инструментов продлится вплоть до апреля 2016 года, когда ее блеск упадет до 9m.

Когда и где наблюдать комету Каталина

Итак, у вас под рукой есть необходимый инструмент, и вы готовы приступить к наблюдениям. Куда смотреть?

В середине ноября C/2013 US10 Catalina проходила перигелий и потому была не видна, скрываясь на небе вблизи Солнца. 20 ноября комета впервые появилась на утреннем небе — всего на несколько минут перед тем, как исчезнуть в лучах утренней зари.

В последних числах ноября комету можно наблюдать утром в созвездии Девы, недалеко от звезды лямбда Девы. Наблюдение кометы в это время представляет собой довольно сложную задачу, ведь для этого необходимо чистое и прозрачное небо у горизонта, а также немалый опыт в подобных наблюдениях. Вспомните, как трудно бывает обнаружить на светлеющем небе Меркурий — даже в бинокль. А ведь эта планета во много раз ярче, чем комета Каталины!

Карта пути кометы Каталина

Карта пути кометы C/2013 US10 Catalina по небу северного полушария Земли. Ход кометы дается с интервалом в 5 дней. Источник: Федор Шаров

Впрочем, условия видимости кометы улучшаются буквально с каждым днем. В ноябре — декабре комета весьма стремительно перемещается на север — примерно на 1° в сутки, что составляет 2 видимых диаметра Луны. Комета поднимается в небе, как на лифте! Уже 1 декабря видимость небесной гостьи увеличится до двух часов, а саму комету можно будет найти без особого труда между звездами лямбда и каппа Девы. (Выше мы поместили карту кометы, созданную автором страницы blog.astronomypage.ru Федором Шаровым. В полном разрешении ее можно посмотреть здесь.)

В первых числах декабря комета Каталина сближается с яркой Венерой. 7 декабря наступит настоящее пиршество для любителей астрономии: на небольшом участке неба соберутся Венера, Луна, планета Марс и яркая звезда Спика. Это утро станет замечательной возможностью найти на небе комету.

комета c 2013 us10

Комета Каталина вблизи Венеры и Луны на утреннем небе 7 декабря 2015 года. Положение кометы обведено кружком. Рисунок: Stellarium

Кстати, с начала декабря комета поднимается достаточно высоко в небо для того, чтобы стать объектом астрофото. Если вы намереваетесь сфотографировать комету, то попробуйте, в частности, сделать это в дни ее сближения с Венерой!

Что дальше? 9 и 10 декабря комета Каталина проходит вблизи звезды йота Девы, которая послужит отличным ориентиром при ее поиске. В это время ее утренняя видимость достигнет четырех часов!

Продолжая карабкаться вверх по небосклону, комета Каталина в новогоднюю ночь окажется рядом с Арктуром, ярчайшей звездой северного полушария Земли! Вот еще один шанс увидеть комету даже тем, кто совершенно не ориентируется среди созвездий! 31 декабря и 1 января утром комета находится в одном поле зрения с Арктуром.

В новогоднюю ночь 1 января 2016 года комета восходит сразу после полуночи и видна на протяжении семи часов — вплоть до восхода Солнца! Чтобы увидеть ее, просто наведите свой инструмент на яркую звезду!

комета Каталина

В новогоднюю ночь с 2015 на 2016 год комета Каталина будет находиться на расстоянии 1/2 градуса от яркой звезды Арктур! Рисунок: Stellarium

Однако комета не задерживается и у Арктура. Продолжая двигаться дальше, 14 января она сближается со звездой Бенетнаш, крайней звездой в ручке Ковша Большой Медведицы. В это время комета видна уже на протяжении всего темного времени суток; Большой Ковш послужит прекрасным ориентиром при ее поиске. Добавим, что примерно в это время комета Каталина достигнет и максимума блеска.

В дальнейшем путь кометы пролегает мимо ручки Большого Ковша к Полярной звезде. В конце февраля — начале января 2016 года комета Каталина проходит менее чем в 20° от Полярной звезды по малозаметным участкам созвездия Дракона и по созвездию Жирафа.

комета 2013 us10 Catalina

Ночью 15 января комета Каталина будет видна рядом со звездой Алькаид (Бенетнаш) в созвездии Большой Медведицы. Рисунок: Stellarium

Здесь ее путь замедляется, а яркость начинает падать. Вплоть до начала марта комета пребывает в созвездии Жирафа, видимая на протяжении всей ночи, а затем переходит в созвездие Персея, где и перестанет быть доступной для небольших инструментов в начале апреля. В большие любительские телескопы комету можно будет наблюдать вплоть до середины мая, когда комета подойдет к звезде Капелла в созвездии Возничего.

Итак, для всех любителей астрономии, вооруженных хотя бы биноклем, комета заготовила сразу три яркие встречи — 7 и 8 декабря на утреннем небе с Венерой и Луной (последняя предстанет в виде старого месяца и не помешает наблюдениям), в новогоднюю ночь — с яркой звездой Арктур, и в середине января со звездой Бенетнаш (другое ее название — Алькаид) в Большой Медведице. Не пропустите!

Мы, в свою очередь, расскажем о них подробно в отдельных статьях. Также мы ждем ваших снимков кометы Каталина по адресу hello@biguniverse.ru. Лучшие снимки мы обязательно опубликуем.