Хорошая ли у вас в городе погода? Наступил 2015 год, и вместе с ним на небосводе средних и северных широт появилась комета Лавджоя (официальное имя C/2014 Q2 Lovejoy). Это, безусловно, яркое событие для всех любителей астрономии — комета является прекрасной целью для обладателей биноклей и небольших телескопов. Более того, за городом в течение всего месяца ее можно будет увидеть на небе даже невооруженным глазом!

Название кометы наверняка может показаться знакомым. Многие помнят, как три года назад новогодняя комета Лавджоя (ее официальное имя C/2011 W3 Lovejoy) спаслась после тесного сближения с Солнцем и на несколько дней заблистала на небе южного полушария Земли. Роскошные снимки той кометы были опубликованы на нашем сайте. В конце 2013 года на фоне драматического полета кометы ISON, которая развалилась и исчезла при аналогичном сближении с Солнцем, другая «хвостатая гостья», носящая имя Лавджоя, пусть не так ярко, но радовала своим полетом любителей астрономии.

C/2014 Q2 — пятая комета, названная в честь первооткрывателя Терри Лавджоя (Terry Lovejoy). В последние годы австралийский любитель астрономии превратился в настоящего охотника за кометами! И надо сказать, что за непродолжительное время Лавджой сумел заработать репутацию необыкновенно везучего охотника, — в его сети раз за разом попадаются яркие, заметные кометы. Комета C/2014 Q2 одна из них. Ее блеск достиг 5m в конце декабря и продолжает расти!

C/2014 Q2 была открыта 17 августа 2014 года в виде крошечного туманного пятнышка в созвездии Парусов. Блеск ее не превышал 17-й звездной величины. Такие тусклые объекты проявляются только на фотографиях, сделанных с большой экспозицией, — визуально наблюдать их невозможно ни в один любительский телескоп. В отличие от многих других телескопических комет, C/2014 Q2 быстро набирала блеск, сближаясь с Землей и с Солнцем, и к началу зимы стала видимой в небольшие телескопы. На фотографиях, сделанных во середине декабря, C/2014 Q2 начала демонстрировать роскошный ионный хвост длиной в несколько лунных диаметров и яркую зеленоватую кому. Однако для нас, жителей средних широт, ее час еще не пробил: комета летела по южным созвездиям и была видна низко над горизонтом только на юге России.

путь кометы c2014 q2 lovejoy в январе 2015 года

Поисковая карта кометы C/2014 Q2 Lovejoy, на которой указан путь кометы на фоне звезд в течение января 2015 года. Засечки показывают положение кометы в конкретную дату. Источник: Sky&Telescope

Все изменилось с началом 2015 года. Сейчас комета Лавджоя стремительно взбирается на нашем небосклоне, ежедневно смещаясь на несколько градусов к северу. В отличие от большинства ярких комет, которые видны только на рассвете или на закате, наблюдение C/2014 Q2 Lovejoy весьма комфортно, ведь комета появляется на небе вечером и видна большую часть ночи. Для поиска воспользуйтесь картой, на которой нанесен путь кометы C/2014 Q2 Lovejoy в январе 2015 года.

Поиск кометы начинайте с созвездия Ориона. Это, пожалуй, самое заметное созвездие на зимнем небе. Его рисунок составляют 7 звезд, две из которых – красная Бетельгейзе и голубоватый Ригель – одни из самых ярких звезд на небе, а еще три, вытянувшись в компактную линию, составляют астеризм Пояс Ориона. С наступлением сумерек созвездие Ориона восходит на востоке, поздним вечером кульминирует на юге, ранним утром заходит на западе.

созвездие Ориона

Созвездие Ориона на январском небе вечером. Рисунок: Stellarium

В период со 2 по 9 января комета Лавджоя движется по созвездию Эридана, которое примыкает к Ориону справа. В этот период хвостатую странницу следует искать примерно в 15° западнее (правее) звезды Ригель. Заметим, что в период с 3 по 7 января наблюдениям кометы будет довольно сильно мешать Луна, которая 5 января достигнет фазы полнолуния.

Впрочем, если в вашем распоряжении имеется хороший бинокль, даже в этот период найти комету среди звезд не составит труда. Внешне C/2014 Q2 Lovejoy выглядит как большой туманный комок света диаметром около 15-30 угловых минут в зависимости от засветки и атмосферных условий (30′ это размер полной Луны на нашем небе!). В центре комка имеется сгущение. Туманный шар — это голова или ко́ма кометы, газовая оболочка, окружающая кометное ядро. Сгущение в центре — псевдоядро, наиболее плотные слои атмосферы, окружающие крошечное, невидимое ядро кометы. Внешне комета похожа на шаровое звездное скопление очень большого размера. Длинный тонкий хвост C/2014 Q2 Lovejoy не так ярок; чтобы увидеть его, нужно прозрачное и темное небо.

комета лавджоя в бинокль

Примерно так комета C/2014 Q2 Lovejoy выглядит в небольшой бинокль в городе. Данный снимок получен через окуляр телескопа NexStar 8SE с помощью Iphone. Фото: Andrew Symes

В телескоп вы, вероятно, заметите зеленоватое свечение кометы. Сравните небесную странницу со звездами фона. Цвет звезд никогда не бывает зеленым, кроме редких случаев оптической иллюзии в тесных парах двойных звезд. За цвет кометы отвечают ионы углерода, которые светятся под действием солнечного ветра.

Прекрасное видео кометы представил астрофотограф Фил Харт! На нем вы можете видеть как комета Лавджоя удаляется от шарового звездного скопления М79. В 11-ти секундах видео запечатлено 3 часа жизни кометы.

Comet C/2014 Q2 Lovejoy 29th December from Phil Hart on Vimeo.

По-настоящему темное небо вернется 7 января вечером, до восхода Луны. В тот же день комета пройдет на кратчайшем расстоянии от Земли – 0,47 а. е. (70 миллионов км). После этого начнется лучшее время для ее наблюдения. Несмотря на то что после 7 января комета будет удаляться от Земли, ожидается, что ее яркость еще какое-то время будет расти. Это произойдет потому, что комета по-прежнему будет приближаться к Солнцу! Перигелий C/2014 Q2 Lovejoy пройдет 30 января 2015 года; расстояние до Солнца составит 1,29 а. е.

9 января C/2014 Q2 Lovejoy пересекает границу созвездия Тельца. В эти дни блеск кометы достигнет предположительно 4,3m, а Луна в фазе последней четверти сместится значительно к востоку и в вечерние часы не будет мешать наблюдениям. К середине месяца комета Лавджоя будет отчетливо видна за городом невооруженным глазом, и станет прекрасным объектом для начинающих астрофотографов.

Если у вас есть зеркальная камера и штатив, попробуйте снять комету самостоятельно! Для этого закрепите фотоаппарат неподвижно на штативе, наведите его на комету, ориентируясь по карте или предварительно обнаружив ее в бинокль, вручную сфокусируйте камеру (на бесконечность) и выставьте экспозицию 10-30 секунд. Поэкспериментируйте, сделав несколько кадров с разной экспозицией. Имейте в виду, что на снимках с экспозицией свыше 30 секунд комета и звезды предстанут в виде черточек, так как сместятся из-за вращения Земли. Чтобы они оставались в виде точек, вам придется воспользоваться штативом на экваториальной монтировке с механизмом слежения.

комета Лавджоя и шаровое скопление М79

Комета Лавджоя и шаровое звездное скопление М79 в созвездии Зайца. Съемка велась на 250-мм телескопе камерой Nikon D600, экспозиция/чувствительность: 30 сек, ISO 6400. Место съемки: штат Нью-Мексико, США. Фото: Glen Wurden

Разумеется, чтобы получить фотографии кометы премиум-класса, нужно гораздо большее: достаточно дорогое оборудование, необходимый софт для обработки изображений, и, разумеется, опыт. Вот как выглядит комета на снимке мастера астрофотографии Геральда Реманна (Gerald Rhemann) из Австрии. Снимок был сделан 23 декабря прошлого года на 12-дюймовом телескопе в Намибии.

комета Лавджоя C/2014 Q2 Lovejoy

Комета C/2014 Q2 Lovejoy 23 декабря 2014 года. В этот день комета имела голову размером с полную Луну и изогнутый хвост длиной в 6 градусов! © Gerald Rhemann

Поднимаясь все выше в небе, комета Лавджоя 16 января вступает в созвездие Овна, а 25 января – в созвездие Треугольника. Период ее видимости в это время составит около 8 часов после захода Солнца. Закончит месяц комета вблизи яркой звезды гамма Андромеды. Все это время блеск кометы будет держаться вблизи 4-й звездной величины!