Замечали ли вы, как сжимается время? Как то, что еще вчера было модным, современным, сегодня становится архаичным и выходит из употребления? Как новые открытия меняют наш взгляд на мир? Прошедшее столетие ознаменовалось невероятно бурным развитием астрономии. Мы узнали, почему светят звезды и насколько велика Вселенная. Мы открыли другие солнечные системы, познакомились с квазарами и пульсарами, белыми карликами и черными дырами, с удивлением узнали о существовании темной материи и темной энергии.

Галактики — вот еще один тип объектов, в существование которых 100 лет назад мало кто верил. А сегодня они исследуются и классифицируются самым подробным образом, подобно тому, как когда-то массово исследовался животный и растительный мир Земли. Среди многообразия галактик астрономы подчас наблюдают любопытные, удивительные, редкие экземпляры.

спиральные галактики

Пара спиральных галактик LO95 0313-192 (слева) и LOY2001 J031549,8-190623 (справа) в созвездии Эридана. © ESA/Hubble & NASA

Вот очередной прекрасный снимок глубокого космоса, сделанный на космическом телескопе «Хаббл». Практически все объекты на этой фотографии представляют собой далекие галактики — звездные системы, состоящие из миллиардов, сотен миллиардов звезд каждая. Обращает на себя внимание пара галактик в центре снимка. Она очень далека — расстояние до нее оценивается в миллиард световых лет.

Самая крупная и яркая галактика на снимке — похожая на иглу или сигару LO95 0313-192. Это спиральная галактика, подобная Млечному Пути и похожая на своего компаньона, но в отличие от него расположенная к нам ребром. Заметно, что она имеет большое центральное сферическое утолщение (балдж), которое ярко светится из-за толстой полосы пыли. Но это, пожалуй, и все. Тем не менее, несмотря на довольно скромный внешний вид (не забывайте, она очень далека!), галактика LO95 0313-192 весьма примечательна.

В 2003 году астрономы обнаружили, что из центра галактики бьют джеты — гигантские струи перегретого газа, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света! Такие джеты хорошо известны. Их размеры часто достигают сотен тысяч световых лет! В оптике они малозаметны, зато хорошо светят в радиодиапазоне и в рентгеновских лучах. Предполагается, что за их создание ответственны сверхмассивные черные дыры, выбрасывающие часть падающего на них вещества в космос.

До 2003 года все известные джеты наблюдались либо в гигантских эллиптических, либо в сталкивающихся галактиках. LO95 0313-192 стала первой спиральной галактикой с подобными образованиями. Это открытие было очень неожиданно. И хотя с тех пор были открыты еще три спирали с джетами, LO95 0313-192 остается уникальной звездной системой, ведь в ней были обнаружены еще два региона, которые также сильно излучают в радиодиапазоне спектра. Природу аномальной активности этой непримечательной внешне спирали астрономам еще предстоит выяснить.

Добавим, что галактика LO95 0313-192 расположена в созвездии Эридана, которое зимой частично видно с территории России рядом с созвездием Ориона.