Яркий пример запыленной галактики — спираль NGC 4206 в созвездии Девы. Замечательный снимок этой звездной системы был недавно опубликован на сайте космического телескопа «Хаббл».

галактика NGC 4206 в созвездии Девы

Спиральная галактика NGC 4206 в созвездии Девы. Открыта 17 апреля 1784 года Уильямом Гершелем. Видна в мощные любительские телескопы, как туманное пятнышко 13 зв. величины. © ESA/Hubble & NASA/Nick Rose

В галактике так много пыли, что она заслоняет от нас большую часть центральных областей NGC 4206, обычно самых ярких в любой спиральной галактике. По краям плоского диска разбросаны голубоватые пятнышки — это рассеянные звездные скопления, индикаторы текущего звездообразования. В центральном утолщении галактики (или, как говорят астрономы, в балдже) рождение звезд давно прекратилось. Звезды здесь старые и холодные, вроде Солнца и даже еще меньше и холоднее, поэтому цвет центральных областей — желтоватый.

центр галактики NGC 4206

Центральные районы NGC 4206. Хорошо заметен и желтый цвет балджа, и голубоватые звездные скопления по краям спирали. Фото: ESA/Hubble & NASA/Nick Rose

Вообще говоря, удивительно, насколько подробной может быть фотография столь удаленного объекта, как NGC 4206. Эта галактика находится от нас на расстоянии 70 миллионов световых лет — почти в 40 раз дальше, чем знаменитая Туманность Андромеды (М31)! При этом снимок NGC 4206 вряд ли сильно уступит в четкости и детальности снимкам М31, сделанным лет 80 назад. Сегодня с помощью «Хаббла» и других больших телескопов можно массово изучать тонкую структуру спиральных галактик на расстоянии до 100 миллионов световых лет от Солнца! Это позволяет, в частности, детально исследовать распределение в них межзвездной среды — пыли и холодного газа — и в конечном счете дает более ясную картину эволюции как самих галактик, так и вещества во Вселенной в целом.