Когда в конце XVIII века астрономы обзавелись достаточно большими телескопами, перед наукой открылся фантастический мир небесных туманностей. Оказалось, что призрачные слабые туманные объекты в большом количестве населяют космос; чрезвычайное разнообразие их форм и размеров поражало и приводило к жарким спорам относительно их физической природы.

Среди множества туманных объектов попадаются компактные туманности округлой формы — планетарные туманности. Названием своим планетарные туманности обязаны знаменитому астроному XVIII века Уильяму Гершелю, открывшему планету Уран. Гершель первым приступил к планомерному изучению мира туманностей. Прежде всего он поделил их на классы; планетарными астроном назвал объекты, при рассматривании в телескоп напоминавшие ему диск далекой планеты.

Прекрасной иллюстрацией служит замечательная туманность IC 1295 из созвездия Щита. На этой неделе Европейская южная обсерватория опубликовала замечательный снимок туманности, полученный на телескопе VLT. Взгляните: призрачное зеленоватое свечение округлой IC 1295 могло бы сбить с толку астрономов, обладай они более слабыми инструментами!

Планетарная туманность IC 1295 в созвездии Щита. Туманность находится в гуще Млечного Пути, и потому заметить этот объект на не так-то легко. Необычная особенность туманности в том, что она окружена множеством оболочек. Многослойные оболочки напоминают клеточные мембраны, отчего эта туманность напоминает микроорганизм под микроскопом. Фото: ESO

Конечно, истинная природа планетарных туманностей не имеет никакого отношения к планетам. «Планетарка» представляет собой шарообразную расширяющуюся оболочку газа, бывшей в прошлом атмосферой звезды. Газ был выброшен из атмосферы на последних стадиях эволюции звезды в результате нестационарных реакций термоядерного горения в ее ядре. Такие реакции сопровождаются резкими и внезапными выбросами энергии, гигантскими термоядерными извержениями. Исторгнутый газ в конце концов обнажает плотное ядро звезды — белый карлик, — температура которого столь высока, что он излучает в основном в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Потоки мощного ультрафиолетового излучения облучают разлетающуюся оболочку и, ионизируя газ, заставляют его светиться. Различные химические элементы светятся разными цветами; например, призрачный зеленоватый оттенок оболочки IC 1295 обязан своим происхождением ионизованному кислороду.

А где же звезда-прародитель туманности? Ее можно наблюдать в центре IC 1295 как звездочку голубого цвета. Это и есть пресловутый белый карлик — ядро умершей звезды. В белом карлике больше не идут термоядерные реакции. Такая звезда светит только за счет высвобождения накопленного ранее тепла. Излучая, она неизбежно остывает. Уже через 10-15 тысяч лет белый карлик остынет настолько, что его свет больше не сможет ионизовывать газ в окружающей туманности, и IC 1295 быстро погаснет. Именно поэтому планетарные туманности встречаются в космосе довольно редко.

Loading player…