Когда в распоряжении астрономов появились телескопы, они обнаружили на небе множество тусклых туманных пятен, которые были названы туманностями. Среди них обращали на себя внимание маленькие туманности округлой формы, похожие в несовершенные телескопы на диски далеких планет. Туманности были названы планетарными, но, как выяснилось впоследствии, к планетам они не имеют никакого отношения, а являются последним этапом эволюции звезд типа Солнца.

«Хаббл» на протяжении многих лет является ключевым инструментом для изучения планетарных туманностей. Повышенная, по сравнению с наземными телескопами, зоркость космической обсерватории позволяет рассмотреть в деталях структуру многих «планетарок». Казалось бы, о какой структуре вообще может идти речь, ведь мы имеем дело всего лишь с газовыми оболочками, сброшенными звездами при превращении из красных гигантов в белые карлики?.. Однако при внимательном рассмотрении некоторые планетарные туманности показывают настолько необычные форму и строение, что приводят астрономов в изумление.

Яркий пример тому — планетарная туманность NGC 5189, прекрасный снимок которой на днях был опубликован на сайте «Хаббла».

Планетарная туманность NGC 5189. Туманность находится в южном созвездии Мухи. Открыл ее Джон Гершель в 1835 году. Расстояние до объекта оценивается в 3000 световых лет. © NASA, ESA and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Планетарная туманность NGC 5189 находится в южном созвездии Муха. Ее форма уникальна и более всего напоминает латинскую букву S. В относительно небольшие телескопы она очень похожа на пересеченные спиральные галактики — недаром среди астрономов за ней закрепилось название «Спираль»!

Теперь, благодаря высокому разрешению «Хаббла», у нас есть возможность разглядеть детали в структуре туманности. Повсюду видны плотные узлы светящегося газа, столбы и клочковатые облака. Размеры их колоссальны. Например, узлы — коих разбросано великое множество по снимку — сравнимы по размерам с нашей Солнечной системой. Немудрено, что горячий и плотный белый карлик в центре туманности виден всего лишь как точка света.

Центральные районы туманности NGC 5189. В центре фото находится белый карлик, маленькая, но очень горячая и плотная звезда, нагревающая туманность ультрафиолетовым светом и заставляя ее переизлучать в видимом диапазоне. Фото: NASA, ESA and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Парадоксально, но общая форма NGC 5189 может многое рассказать о том, что происходит на очень малых масштабах вокруг крошечной центральной звезды. Вещество NGC 5189 напоминает струи воды, выброшенные вращающейся машиной для поливки газонов; очевидно, оболочка отделялась от звезды не радиально, а по спирали, вследствие ее вращения или покачивания в пространстве.

Туманность NGC 5189 не уникальна. Аналогичные структуры были найдены и в других планетарных туманностях. Оказалось, что белые карлики в их центре входят в состав двойных систем. Вращение светила вокруг звезды-спутника вполне могло бы придать истечению вещества форму спирали. Однако в центре NGC 5189 пока обнаружена только одна звезда.

звезда LL Пегаса

Объект IRAS 23166 +1655, окружающий переменную звезду LL Пегаса, представляет собой первую стадию образования планетарной туманности. Звезда совершенно скрыта за толстым слоем пыли. Спиральная структура отражает периодичность в выбросе газа центральной звездой. Материал, образующий спираль, движется от звезды со скоростью 50000 км/ч; зная скорость и расстояние между слоями, ученые вычислили, что витки выбрасывались с периодом в 800 лет. Вероятно, форма туманности отражает тот факт, что звезда LL Пегаса — двойная. Период обращения меньшей звезды вокруг LL Пегаса составляет как раз около 800 лет. Будущая планетарная туманность, вероятно, будет похожа по форме на NGC 5189. Фото: ESA/NASA & R. Sahai

А вот еще фото 36 планетарных туманностей, многие из которых показывают удивительную структуру.