Октябрь порадовал любителей астрономии «мини-парадом» планет, когда на утреннем небе можно было наблюдать Венеру, Юпитер, Марс и Меркурий, выстроившихся в одну цепочку. Кроме того, по вечерам на западе можно было наблюдать планету Сатурн. Ноябрь отчасти унаследовал красивую небесную картину октября, но Меркурий, самая быстрая и неуловимая планета на нашем небе, скрывается в лучах Солнца уже в первых числах месяца; то же происходит и с Сатурном — на вечернем небе.

соединение Юпитера и Венеры

В конце октября состоялось замечательное соединение Венеры и Юпитера, которые на этом снимке являются самыми яркими небесными объектами. Чуть ниже их над облаками хорошо виден красноватый Марс. В ноябре эти три планеты продолжат блистать на утреннем небе. Фото: Dario Giannobile

Однако Венера, Юпитер и Марс в ноябре по-прежнему хорошо видны поздней ночью и утром, и их перемещения на фоне звезд в течение месяца, а также соединения с Луной могут представлять интерес для начинающих любителей астрономии.

Теперь давайте перейдем к подробному описанию условий видимости конкретных планет. Начнем, как всегда, с Меркурия.

Меркурий

Первую половину ноября Меркурий быстро сближается на небе с Солнцем, и 17 числа планета вступает в верхнее соединение со звездой (оказываясь по отношению к Земле почти точно за Солнцем). Несмотря на это, в первых числах месяца Меркурий все еще можно увидеть на фоне утренней зари низко над горизонтом в восточной части неба.

Планета восходит примерно за час до восхода Солнца, а ее видимость не превышает получаса 1 ноября и быстро убывает с каждым утром. Как найти Меркурий на небе?

Примерно за 45 минут до восхода Солнца посмотрите на восток. В то время, как у горизонта будет вовсю полыхать заря, довольно высоко в небе вы найдете яркие планеты Юпитер и Венеру. Обе планеты очень ярки, Юпитер расположен выше и правее (западнее) Венеры и тусклее ее. Теперь мысленно соедините Юпитер и Венеру отрезком, а затем продлите его к горизонту. Меркурий расположится чуть выше этого отрезка-луча очень низко над горизонтом (см. рисунок).

Меркурий в начале ноября 2015

Меркурий на утреннем небе 3 ноября. За 45 минут до восхода Солнца планета едва видна на фоне зари. Отождествить Меркурий на небе помогут яркие Юпитер и Венера. Рисунок: Stellarium

Увидеть Меркурий трудно из-за того, что планета буквально теряется на фоне зари. Но это препятствие можно устранить с помощью бинокля или телескопа, которые повысят контраст между планетой и небом. Однако есть еще одна трудность: низкое положение планеты над горизонтом. Если приступать к наблюдениям позже, когда Меркурий достаточно поднимается в небе, фон неба становится слишком ярким. Это заставляет наблюдателя искать места с открытым горизонтом в направлении востока, а также надеяться на чистое и прозрачное небо у горизонта. Понятно, что в городе шансы увидеть Меркурий в ноябре невелики.

Планета окончательно исчезает на небе 5 ноября. После соединения с Солнцем 17 ноября Меркурий переходит на вечернее небо, однако период вечерней видимости Меркурия начнется уже в декабре.

Венера

Венера, предстающая осенью 2015 года в виде прекрасной Утренней звезды, в ноябре по-прежнему отлично видна по утрам. Вряд ли стоит подробно описывать ее поиск на небе: Венера — ярчайший объект на ночном небе Земли после Луны. Это про нее говорят: «прожектор в небе», «крупная и очень яркая звезда», «похожа на фонарь» и так далее.

В ноябре видимость Венеры достигает 4-х часов, а блеск -4,3m! При достаточном опыте наблюдать Утреннюю звезду можно без всяких инструментов и днем, при свете Солнца! Но всегда следует помнить, что при дневных наблюдениях Венеры нужно соблюдать особую осторожность, чтобы яркие солнечные лучи не повредили зрение!

Итак, Венера встает поздней ночью на востоке примерно за 4 часа до восхода Солнца. Отметим, что примерно за полчаса до восхода Венеры там же восходит Юпитер, также очень яркий. Позже, когда обе планеты появляются в небе, перепутать их сложно: как бы ни был ярок Юпитер, ему не сравниться в блеске с красавицей-Венерой.

Венера, Марс и Юпитер в ноябре 2015

Марс, Венера и Юпитер поднимаются на востоке. Картина показана для поздней ночи 3 ноября и широты Москвы. Рисунок: Stellarium

Что покажет небольшой любительский телескоп, если его навести на Венеру? Прежде всего, фазу планеты. Диск Венеры для нас освещен не полностью: в начале ноября планета имеет фазу 0,53, представая в виде полумесяца, а в конце ноября — уже 0,7 и в это время похожа на овал или мяч для регби. Планета в телескоп покажется ослепительно-белой. Подробности на ее диске видны не часто; это не какие-то детали поверхности, а структуры в мощном облачном покрове Венеры. Чтобы повысить шансы увидеть детали, следует наблюдать Венеру через цветные фильтры или на фоне светлого неба, когда контрастность между ярким диском планеты и небом не так велика. Добавим, что видимые размеры планеты уменьшаются в течение месяца с 22,7″ до 17,4″. Это значит, что планета удаляется от Земли.

В ноябре произойдет несколько интересных небесных явлений с участием Венеры. 3 ноября наступит соединение Венеры и Марса. Две планеты будет разделять на небе всего лишь 0,7° или 1,5 видимых диаметра Луны. «Двойная планета» будет прекрасно видна на утреннем небе. 7 ноября утром рядом с Венерой окажется стареющая Луна в виде тонкого серпа. 8 и 9 ноября Юпитер, Марс, Венера и Луна выстроятся в одну линию, образовав изумительную по красоте картину.

планеты и Луна утром 8 ноября 2015

Юпитер, Марс, Венера и Луна на предрассветном небе 8 ноября. Рисунок: Stellarium

Наконец, в период 16-22 ноября перед глазами возникнет другая небесная цепочка, состоящая из звезды Регул, Юпитера, Марса, Венеры и звезды Спики.

Юпитер, Марс и Венера утром 17 ноября 2015

Регул, Юпитер, Марс, Венера и Спика утром 17 ноября. Рисунок: Stellarium

Марс

Хотя в настоящее время условия наблюдения этой планеты улучшаются, наблюдать Марс мешает его пока относительно небольшой блеск. Впрочем, найти его в ноябре легко: весь месяц Красная планета находится между яркими Юпитером и Венерой. Вот так выглядит троица на утреннем небе 5 ноября.

Марс, Венера, Юпитер в ноябре 2015

Юпитер, Марс и Венера 5 ноября утром. Рисунок: Stellarium

А вот так 22 ноября. Обратите внимание, расстояние между планетами заметно увеличивается!

Юпитер и Венера в ноябре 2015

Юпитер, Марс и Венера 22 ноября утром. Рисунок: Stellarium

В течение ноября Красная планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездиям Льва (до 2 ноября) и Девы. Планета восходит на востоке поздней ночью, видимость ее в начале месяца составляет около 4 часов, увеличиваясь к концу ноября до 5 часов.

Блеск планеты равен около 1,7m, что сравнимо с блеском ярких звезд. Марс можно отличить от звезды по его более спокойному, ровному сиянию (звезды мерцают), а также по характерному розоватому цвету. И все же лучшим ориентиром при поиске планеты для новичков станет его положение между яркими Юпитером и Венерой.

Видимый диаметр Марса в ноябре увеличивается от 4,2″ до 4,7″, что почти незаметно при наблюдениях в небольшой телескоп. Диск Марса настолько крошечный, что детали на нем визуально можно обнаружить лишь в телескоп с диаметром объектива от 100-120 мм. Впрочем, многие любители, обладающие достаточно дорогой аппаратурой, умудряются и сейчас получать хорошие фотографии, показывающие массу подробностей на диске Красной планеты.

В ноябре Марс ожидает несколько интересных сближений с другими светилами, главное из которых произойдет 3 числа — соединение с Венерой. О других астрособытиях мы написали выше (см. Венеру).

Юпитер

Соседство Юпитера и Венеры является украшением ноябрьского неба! Вместе они являются лучшими планетами для наблюдения в этом месяце. Видимость Юпитера увеличивается в течение месяца с 4-х до 7 часов! В начале ноября планета восходит поздно ночью на востоке примерно за 5 часов до восхода Солнца, в конце Юпитер появляется на небе тоже на востоке, но уже около полуночи!

Юпитер и Венера

Юпитер и Венера на рассвете осенью 2015 года создают фантастическую картину! Фото: Никита Харламов

Угловой диаметр Юпитера также постепенно растет — от 33,0″ в начале месяца до 35,6″ в конце, блеск планеты практически неизменен и составляет -1,9m. Хотя Юпитер сам по себе очень ярок (намного ярче любой из звезд), он все же значительно уступает в блеске Венере. Две яркие планеты доминируют по утрам на востоке в течение всего ноября. Но положение Юпитера по отношению к Венере по ходу месяца не остается неизменным. Обратите внимание: если в начале ноября Юпитер находится всего в 6° от Венеры, то в конце месяца планеты разделяет уже 30°!

Юпитер и Венера в ноябре 2015

К 30 ноября угловое расстояние между Юпитером и Венерой составит 30 градусов против 6 градусов в начале месяца. Рисунок: Stellarium

Если у вас есть телескоп или хотя бы бинокль, обязательно воспользуйтесь инструментом для наблюдения крупнейшей планеты Солнечной системы. Диск планеты различим уже в бинокль. Также в бинокль вы наверняка заметите четыре самых крупных спутника планеты: Ио, Европу, Ганимед и Каллисто. Конфигурация спутников постоянно меняется. Наблюдая за планетой каждый день вы будете часто наблюдать то одну, то две или три звездочки рядом с ней. Это значит, что недостающие спутники находятся за планетой, в ее тени, или перед планетой, на фоне ее диска.

Уже телескоп с апертурой 60 мм и выше покажет сплюснутость диска Юпитера к полюсам. Сплюснутость Юпитера объясняется быстрым вращением планеты вокруг собственной оси (сутки на Юпитере длятся менее 10 часов!) — центробежные силы стремятся растащить Юпитер на экваторе, где линейная скорость вращения максимальна. Кроме того, вы заметите наиболее широкие облачные пояса. В телескопы с апертурой свыше 80 мм можно проследить за интересными явлениями в системе Юпитера — вхождением спутников в тень планеты или за их прохождением перед диском Юпитера, когда крошечные спутники сами отбрасывают тень на планету-гигант. Конфигурации спутников Юпитера на 2015 год можно найти в астрономическом календаре (составитель Александр Козловский).

Очень интересно рассматривать диск планеты в телескоп при большом увеличении. Во-первых, за относительно небольшое время (10-15 минут) можно убедиться во вращении планеты. Во-вторых, если атмосферные условия позволяют, в облачных поясах планеты видно много подробностей: утолщения, гребни, пятна. Их контрастность, цвет и форма может меняться довольно быстро — в течение нескольких недель. Одним из самых интересных образований на Юпитере является знаменитое Большое Красное пятно, грандиозный ураган, бушующий в атмосфере Юпитера на протяжении более 300 лет! Для наблюдения Красного пятна потребуется телескоп с объективом свыше 100 мм.

Ну а продвинутые любители могут попробовать сфотографировать планету через телескоп. Мастера астрофотографии умудряются получать совершенно бесподобные снимки Юпитера, на которых видна масса подробностей.

Отметим также, что в ноябре Юпитер станет участником тех же астрономических событий, что Марс и Венера.

Сатурн

Сатурн в ноябре практически недоступен для наблюдений в средних широтах. Планета появляется на очень короткое время (примерно на 15 минут) после захода Солнца на юго-западе, после чего заходит за горизонт. Как и в случае с Меркурием наблюдению Сатурна помешает яркий фон неба и очень низкое положение планеты над горизонтом. Меньший по сравнению с Меркурием блеск окольцованной планеты еще более ухудшит условия.

Сатурн вечером в начале ноября 2015

Положение Сатурна относительно наиболее ярких звезд в начале ноября. Рисунок: Stellarium

На широте Санкт-Петербурга и Москвы все же можно попытаться найти Сатурн, «прочесывая» небо с помощью бинокля через 30 минут после захода Солнца на высоте 2-3 градусов над горизонтом точно на юго-востоке. Невооруженным глазом могут попытаться поймать Сатурн наблюдатели, проживающие южнее широты Одессы и Ростова-на-Дону.

В ноябре блеск планеты составляет 0,6m, а угловой диаметр 15″. В небольшой телескоп (если позволят атмосферные условия) можно разглядеть кольцо и крупнейший спутник Сатурна, Титан.

Уран и Нептун

Последние планеты в нашем обзоре — далекие Уран и Нептун. Чтобы увидеть эти светила, вам потребуется хороший бинокль или телескоп. (Лишь при исключительных условиях, на темном деревенском небе или в горах можно увидеть Уран невооруженным глазом.)

Уран в ноябре 2015 года перемещается попятно по созвездию Рыб возле звезды эпсилон Рыб. Планету можно наблюдать все темное время суток. Видимость Урана составляет 12 часов в начале месяца и 11 часов в конце. Блеск Урана сохраняется на уровне 5,8m, а видимые размеры составляют 3,5″. Чтобы разглядеть диск планеты, потребуется телескоп с объективом не менее 80 мм.

В целом, ноябрь — благоприятное время для наблюдения планеты. Относительно недавно было противостояния Урана с Солнцем; этому событию мы посвятили отдельную статью. Там же мы дали простейшие рекомендации по наблюдению этой далекой планеты. Отметим также, что лучшее время для наблюдения Урана наступит в середине ноября, когда Луна будет находиться в фазах, близких к новолунию.

Нептун в ноябре движется по созвездию Водолея между звездами лямбда и сигма Водолея меняя 18 ноября движение с обратного движению Солнца на прямое. Планету можно наблюдать вечером и ночью в течение 7 часов ежесуточно. Блеск Нептуна составляет 7,8m; для его поисков нужен хотя бы бинокль. Звездные карты можно найти в Астрономическом календаре за 2015 год.

Кратко подведем итоги. В ноябре основные действия с участием планет разворачиваются на утреннем небе. Прежде всего, обращают на себя внимание две яркие планеты — Венера и Юпитер. Эта пара появляется на востоке за четыре часа до восхода Солнца и видна вплоть до восхода Солнца. К этому времени планеты находятся высоко в небе на юго-востоке. Между Венерой и Юпитером ищите Марс. В первых числах месяца по утрам низко на востоке можно заметить Меркурий (в лучах утренней зари).

На вечернем небе едва заметен Сатурн, наблюдать который невооруженным глазом можно только на юге России, да и то не более 15-20 минут. Уран виден все темное время суток, по вечерам на востоке, ночью на юге, утром на западе. Нептун можно наблюдать вечером и ночью на юге и западе соответственно.