Октябрь 2015 года — благоприятный месяц для наблюдения планет: в его течение на небе можно будет увидеть все большие планеты — от Меркурия до Нептуна включительно. Правда, кто-то может и поспорить с этим утверждением. Дело в том, что все яркие, видимые невооруженным глазом планеты в октябре восходят на востоке поздней ночью или утром и, кроме Венеры, не поднимаются высоко над горизонтом. Исключение — Сатурн, который в течение месяца можно будет наблюдать по вечерам, сразу после захода Солнца. Но и Сатурн наблюдается очень непродолжительное время и низко над горизонтом.

Утром, конечно, астрономические наблюдения не очень удобны — в столь раннее время мы, как правило, спим или спешим на работу. Примечательно однако, что в октябре наступит момент, когда сразу четыре планеты — Меркурий, Венера, Марс и Юпитер — будут находиться на небе поблизости друг от друга, что позволит легко и быстро обнаружить их.

Впрочем, Меркурий, этот непоседа, большую часть времени скрывающийся возле Солнца, сыграет, скорее, эпизодическую роль, показавшись на предрассветном небе всего на пару недель. Другое дело — Венера, Юпитер и Марс. В октябре эти планеты устроят самое настоящее представление: сгрудившись на относительно небольшом участке неба, они поочередно сблизятся друг с другом, образовав интересные и красивые конфигурации. Добавьте к планетам Луну, которая также будет гостить в этом районе с 7 по 11 октября, и вы получите яркую и красивую небесную картину, особенно впечатляющую на фоне нарождающейся утренней зари.

Теперь давайте перейдем к описанию условий видимости конкретных планет. Начнем, как всегда, с Меркурия.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Наблюдать ее трудно, так как на небе Земли она никогда не удаляется далеко от светила, бегая вокруг него, как на привязи. Даже в моменты наибольшего удаления от Солнца на небе, которые называются элонгацией, Меркурий не всегда можно наблюдать. Объяснение простое: в наших широтах планета нередко восходит или заходит одновременно с Солнцем, хотя и находится в стороне от него. Такие моменты бывают летом и зимой, когда эклиптика (воображаемая линия, вдоль которой движутся по небу планеты и Солнце) образует очень малый угол с горизонтом.

Однако в конце зимы и осенью условия для наблюдения Меркурия в средних широтах благоприятны. В октябре наступает как раз один из таких удачных периодов.

Наблюдать Меркурий можно начиная с 7 октября. Планета появляется утром на востоке и видна низко над горизонтом на фоне утренней зари. Время видимости Меркурия поначалу составляет всего несколько минут, после чего она растворяется на светлеющем небе. Но уже через неделю, 15 октября, видимость планеты составит более 1 часа.

планета Меркурий в октябре 2015 года

Меркурий на утреннем небе 13 октября. Показано положение планеты за час до восхода Солнца. На широте Москвы высота Меркурия над горизонтом в это время составляет 7 градусов. Выше и правее Меркурия расположились яркие Юпитер и Венера, а также Марс. Рисунок: Stellarium

Меркурий далеко не самая яркая планета. Искать ее на фоне зари не легко даже опытным наблюдателям. Но, как мы уже указывали выше, в октябре на том же участке неба окажутся яркие Юпитер и Венера, ориентируясь по которым можно отыскать неуловимую планету. Делается это так. Прежде всего найдите Венеру. По утрам она выглядит как ярчайшая звезда высоко на востоке. В 10 градусах от Венеры, ниже и левее (восточнее), вы заметите Юпитер. (Расстояние в 10° равно примерно поперечнику кулака вытянутой руки.) Далее продлите линию, соединяющую Венеру и Юпитер, к горизонту. Вы обнаружите Меркурий чуть ниже этой линии в нескольких градусах от горизонта. Выглядеть планета будет как тусклая звезда в лучах утренней зари.

Для тех, кому задача поиска Меркурия кажется сложной, можем посоветовать взглянуть на этот участок неба ранним утром 11 октября. В это время рядом с Меркурием окажется серпик старой Луны, который и поможет отыскать планету.

Меркурий и Луна утром 11 октября

Меркурий и серп Луны ранним утром 11 октября. Примерно за час с четвертью до восхода Солнца светила видны на востоке, низко над горизонтом. Здесь и далее размеры Луны увеличены в 4 раза для наглядности. Рисунок: Stellarium

Самый благоприятный период для наблюдения Меркурия начнется 12 октября и продолжится вплоть до конца октября. 16 октября планета достигнет западной элонгации в 18° (максимального удаления от Солнца на нашем небе). Хотя это не самая большая элонгация Меркурия из возможных, планета будет подниматься достаточно высоко над восточным горизонтом. Кстати, во второй половине октября Меркурий начнет появляться на фоне темного неба, практически нетронутого зарей, что еще более облегчит его поиск.

Во второй половине октября положение Меркурия принципиально не изменится. Планета все также видна по утрам низко над горизонтом на востоке. Рисунок: Stellarium

Интересно понаблюдать за Меркурием в телескоп. Какие-то подробности на его поверхности вряд ли удастся рассмотреть, зато телескоп покажет фазы планеты, которые подобны лунным фазам. В начале месяца Меркурий предстанет как довольно узкий серп, в середине — уже как полумесяц. В конце октября планета превратится в почти идеальный диск. При этом видимые размеры Меркурия будут непрерывно уменьшаться — с 10,1″ до 5,1″. Это говорит о том, что планета удаляется от Земли.

Но даже если у вас нет ни телескопа, ни другой подходящей оптики, не упустите возможности понаблюдать Меркурий в октябре! Поверьте, вид планеты, включенной в мини-парад планет вместе с Юпитером, Марсом и Венерой, не оставит вас равнодушным!

Венера

Как и Меркурий, Венера (она же прекрасная Утренняя звезда в представлении шумеров) в октябре видна по утрам на востоке. Но в отличие от ближайшей к Солнцу планеты, искать Венеру на небе вам не придется: это ярчайший объект на ночном небе после Луны. Ни одна из звезд, ни одна из планет не сравнится по яркости с Утренней звездой! Так что если октябрьским утром вы увидите вдруг яркую белую звезду на востоке, знайте, что это Венера.

Видимость Венеры составляет в октябре 4 часа. Восходит соседка Земли на востоке глубокой ночью; с первыми лучами утренней зари она располагается довольно высоко в небе — на высоте 25 — 35 градусов над горизонтом (зависит от широты места наблюдения), поэтому хорошо видна даже в крупных городах, где горизонт обычно закрыт домами.

Венера хорошо заметна даже на светлом фоне неба, когда другие светила давно исчезли. Но мало кто знает, что Венеру можно наблюдать невооруженным глазом даже днем, при свете Солнца! А в телескоп дневные наблюдения Венеры могут быть даже более эффективными, чем ночные, так как меньшая контрастность между яркой планетой и фоном зачастую позволяют выявить слабые детали в атмосфере планеты. При этом, конечно, следует соблюдать максимальную осторожность и ни в коем случае не смотреть на Солнце!

Венера в сентябре-октябре 2015

Венера днем. На снимках, сделанных 12 сентября, 20 сентября и 3 октября 2015 года (слева направо), хорошо видно изменение фазы Венеры. Фото: Ярослав Русинов

В октябре Венера послужит отличным указателям на другие яркие планеты, прежде всего, на Юпитер, но также на Марс и Меркурий. В первой половине октября все указанные планеты находятся восточнее (левее) и ниже Венеры. 8 октября утром Юпитер находится в 12° от Венеры — планету легко найти на продолжении линии Луна-Венера. Юпитер отождествить легко благодаря его яркости. Марс, который сейчас трудно отличить от звезды, следует искать поблизости от Юпитера (см. рисунок), отличить планету можно по характерному красноватому цвету.

К 15 октября Венера и Юпитер станут почти вдвое ближе друг к другу. При этом Марс будет находиться очень близко к Юпитеру, расстоянии всего двух видимых диаметров Луны! Ниже Юпитера у горизонта появится Меркурий.

Венера, Юпитер и Меркурий в октябре 2015 года

Венера, Юпитер и Меркурий ранним утром 15 октября. Рисунок: Stellarium

Ну а в конце месяца, 26 октября, Юпитер и Венера вступят в соединение, после чего Юпитер будет находиться на небе правее (западнее) Венеры. Тогда же, 26 октября наступит утренняя элонгация Венеры: планета удалится от Солнца на 46,5 градусов.

соединение Юпитера и Венеры в октябре 2015 года

Соединение Юпитера и Венеры утром 26 октября 2015 года. Рисунок: Stellarium

В бинокль или телескоп Венера предстанет в виде белого серпа без деталей, который в течение октября превратится в полудиск. Фаза Венеры увеличивается от 0,35 до 0,53, а видимый диаметр планеты, наоборот, уменьшается от 32,8 до 22,7 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -4,6m.

Марс

Марс в октябре также виден на утреннем небе, поблизости от Венеры и Юпитера в созвездии Льва. Красная планета пока еще далека от Земли и потому светит не ярко; блеск Марса в октябре равен 1,7 m, что соответствует блеску звезд ковша Большой Медведицы. Чтобы не спутать Марс со звездой, при поиске его нужно отталкиваться от Венеры и Юпитера.

Как найти Марс на небе в октябре 2015 года? В начале месяца планета восходит на востоке за 3 часа до восхода Солнца, в конце — за 4 часа. Вплоть до 17 октября Марс находится между Венерой и Юпитером, чуть выше воображаемой линии, соединяющей эти планеты. Далее Марс входит в соединение с Юпитером, после чего уже обитает на продолжении линии Венера-Юпитер.

Марс, Юпитер и Венера в октябре 2015 года

Тесное сближение Марса, Юпитера и Венеры утром 23 октября 2015 года. Рисунок: Stellarium

В период с 20 по 29 октября Венера, Марс и Юпитер будут располагаться на небе очень компактно, в пределах всего 4 градусов друг от друга. В это время найти Марс будет легко. Отличить планету от звезды поможет его характерный розоватый цвет и ровное сияние — в отличие от звезд Марс практически не мерцает.

В телескоп Марс предстанет в виде крошечного диска диаметром около 4″. Для того чтобы различить на диске какие-либо детали, потребуется инструмент с объективом не менее 100 мм, а для проведения эффективных наблюдений Марса (в октябре) лучше располагать телескопом с диаметром главного зеркала свыше 150 мм.

Юпитер

В октябре Юпитер также восходит под утро на востоке, подобно Марсу, Венере и Меркурию. Видимость планеты увеличивается с 2 часов в начале месяца до 4 часов в конце.

Хотя Юпитер сам по себе очень ярок (намного ярче любой из звезд), он все же значительно уступает в блеске Венере. Две яркие планеты доминируют по утрам на востоке в течение всего октября. Из иллюстраций выше видно, как меняется положение Юпитера по отношению к Венере по ходу месяца. Обратите внимание на последнюю декаду октября, когда Юпитер и Венера менее 2 градусов друг от друга.

В октябре Юпитер остается самой удобной планетой для наблюдений. Уже в бинокль можно различить диск планеты и четыре самых крупных спутника: Ио, Европу, Ганимед и Каллисто. Конфигурация спутников меняется день ото дня; в телескопы с апертурой свыше 80 мм можно проследить за интересными явлениями в системе Юпитера — вхождением спутников в тень планеты или за их прохождением перед диском Юпитера, когда крошечные спутники сами отбрасывают тень на планету-гигант. Конфигурации спутников Юпитера на 2015 год можно найти в астрономическом календаре (составитель Александр Козловский).

Наблюдая Юпитер в телескоп, заметно, что диск газового гиганта сплюснут к полюсам и пересечен поясами облаков. Сплюснутость Юпитера объясняется быстрым вращением планеты вокруг собственной оси (сутки на Юпитере длятся менее 10 часов!) — центробежные силы стремятся растащить Юпитер на экваторе, где линейная скорость вращения максимальна.

Юпитер за 12 лет с 2003 по 2015 годы

Изменчивость вида Юпитера в течение одного юпитерианского года. Снимки получены в период с 2003 по 2015 годы. Фото: Damian Peach

Очень интересно рассматривать диск планеты при большом увеличении. Во-первых, за относительно небольшое время (10-15 минут) можно убедиться во вращении планеты, во-вторых, в облачных поясах планеты видно много подробностей: утолщения, гребни, пятна. Их контрастность, цвет и форма может меняться довольно быстро — в течение нескольких недель. Одним из самых интересных образований на Юпитере является знаменитое Большое Красное пятно, грандиозный ураган, бушующий в атмосфере Юпитера на протяжении более 300 лет! Для наблюдения Красного пятна потребуется телескоп с объективом свыше 100 мм.

Ну а продвинутые любители могут попробовать сфотографировать планету через телескоп. Мастера астрофотографии умудряются получать совершенно бесподобные снимки Юпитера, на которых видна масса подробностей.

Отметим в заключение, что утром 9 и 10 октября рядом с Юпитером на небе будет находиться серп старой Луны.

Сатурн

Сатурн — единственная из ярких планет, которую в октябре можно наблюдать по вечерам. С наступлением сумерек Сатурн появляется на юго-западе в лучах вечерней зари.

планета Сатурн в октябре 2015 года

В октябре Сатурн виден по вечерам точно на юго-западе низко над горизонтом. На широте Москвы высота планеты не превышает 5 градусов над горизонтом. Рисунок: Stellarium

Наблюдение окольцованной планеты в октябре — дело нелегкое. Во-первых, видимость планеты составляет всего час после наступления сумерек, и чтобы отыскать планету, как и в случае с Меркурием, важно не пропустить момент. Во-вторых, Сатурн находится очень низко над горизонтом, а это значит, что наблюдателю необходимо иметь открытый горизонт в юго-западном направлении.

Низкое положение Сатурна над горизонтом вряд ли поспособствует качественным наблюдениям планеты в телескоп. Тем не менее, даже небольшой инструмент покажет кольца планеты и крупнейший спутник Сатурна, Титан. Блеск Сатурна в октябре равен 0,5m, видимый диаметр составляет 15,5 угловых секунд. Видимые размеры кольца планеты составляют 40 × 15 угловых секунд.

Уран и Нептун

Последние планеты в нашем обзоре — далекие Уран и Нептун.

Уран находится в созвездии Рыб, образуя компактный треугольник со звездами эпсилон и дзета Рыб. Планету можно отыскать при помощи звездных карт невооруженным глазом при условии отсутствия засветки и при идеальных атмосферных условиях. В городе наблюдателю придется воспользоваться помощью бинокля или телескопа.

Уран в октябре 2015 года

В октябре Уран находится на расстоянии двух градусов от звезд эпсилон и дзета Рыб. Рисунок: Stellarium

Октябрь — наилучшее время для наблюдения Урана в 2015 году. 12 октября планета вступает в противостояние с Солнцем; это значит, что Уран можно наблюдать всю ночь, а его яркость и видимые размеры близки к максимальным. Диск планеты диаметром 3,5″ станет заметен в телескоп с увеличением не менее 80× и объективом 80 мм, но чтобы увидеть какие-то детали на крошечной горошинке Урана потребуется гораздо более крупный инструмент.

Добавим, что 26 октября найти Уран поможет почти полная Луна, которая окажется близ этой далекой планеты. в фазе Урана.

Нептун, самая далекая планета Солнечной системы, медленно движется по созвездию Водолея между звездами лямбда и сигма Водолея. Планету можно наблюдать вечером и ночью при общей суточной видимости 8 часов. Блеск Нептуна в октябре составляет 7,8m, для поиска самой далекой планеты Солнечной системы потребуются достаточно подробные звездные карты и хороший призматический бинокль. Голубоватый диск Нептуна, видимый диаметр которого равен всего 2,5″ становится заметным в телескопы с объективом более 100 мм и увеличением свыше 100×.

Кратко подведем итоги. В октябре 2015 года основные небесные действия с участием планет развернутся на утреннем небе. На востоке, на фоне утренней зари можно будет наблюдать появление Меркурия, а также последовательные сближения друг с другом Марса, Юпитера и Венеры. Венера — настолько яркая планета, что буквально бросается в глаза. Это про нее чаще всего спрашивают: «что это за яркая звезда на востоке?». Недалеко от Венеры находится яркий (но не настолько!) Юпитер и красноватый Марс, который по блеску сравним со звездами ковша Большой Медведицы или с яркими звездами созвездия Льва, которые находятся в октябре непосредственно над Марсом. Венера, Марс, Юпитер и Меркурий — главные планеты октября.

Сатурн в октябре виден по вечерам на юго-западе в течение часа после захода Солнца. В городских условиях наблюдать Сатурн трудно из-за низкого положения планеты над горизонтом (см. рисунок выше). Уран и Нептун видны вечером и ночью, однако для их наблюдения нужен по крайней мере бинокль.