Вы не заметили ничего странного на вечернем небе 5 мая? Гигантское светило — суперлуна — поднялось в небо над Землей вскоре после захода Солнца. Миллионы очевидцев по всей планете наблюдали необычное явление, бесчисленные фотоснимки заполонили интернет. Появление странного объекта сопровождалось целой волной сообщений в блогах, на форумах и сайтах. (Одну из лучших статей на эту тему можно прочитать на блоге Lights in the Dark.)

Суперлуние 5 мая

В ночь с 5 на 6 мая полная Луна, действительно, была крупнее и ярче, чем обычно. Ее угловые размеры на небе были на 14% больше, чем в периоды наибольшей удаленности от Земли, а блеск вырос на 30%. Если бы на небе одновременно можно было увидеть «большую» и «маленькую» Луну, то, вероятно, различие в их угловых размерах, равно как и в блеске, можно было бы заметить невооруженным глазом. А так 5 мая наш спутник вряд ли кого-то сумел поразить. (Иногда Луна и впрямь кажется больше, чем в другие дни, особенно, если находится низко над горизонтом, но здесь речь идет уже об особенностях человеческого восприятия, а не о физическом явлении.)

Явление большой Луны имеет простую причину: орбита нашего спутника слегка вытянута: Луна обращается вокруг Земли не по кругу а по эллипсу. В результате в некоторые периоды времени Луна находится ближе к нам, чем в другие. Но ближайшая точка лунной орбиты, перигей, тоже не стоит на месте (как, собственно, и апогей, самая далекая). Из-за воздействия сил притяжения, с каждым оборотом Луны она немного смещается в пространстве, делая полный оборот вокруг Земли чуть меньше, чем за 9 лет. Понятно, что из-за этого Луна, находясь ближе всего к Земле, находится в разных фазах: она видна, то как тонкий месяц, то в полнолуние, а иногда и вовсе не видна (в моменты новолуния).

Для обозначения сочетания полнолуния и нахождения Луны в перигее в англоязычных странах используют термин supermoon или «суперлуна» (некоторые называют это явление «суперлуние»). Это не астрономический термин, в широкие массы он пришел из астрологии. Именно в суперлуние приливы на Земле достигают наибольшей величины, так как Луна и Солнце находятся на одной линии с Землей. Посему для разного рода эзотериков и представителей нетрадиционной науки становится излюбленной темой поиск причин и следственных связей между суперлуной и различными стихийными бедствиями на нашей планете. Например, не суперлуние ли вызвало грандиозное по своим последствиям землетрясение, которое произошло весной прошлого года у берегов Японии?

Торопливость суждений и отсутствие четкой методики при подобного рода исследованиях часто очень вредит их авторам.

Восход суперлуны 5 мая 2012 года. Фото: Jimmy Scott Jr.

Лунные картографы

В продолжение «лунной» темы нельзя не упомянуть об интересном интернет-ресурсе, который открылся на сайте CosmoQuest.org, — Moon Mappers. Название проекта говорит само за себя: его цель — нанести на карту все лунные кратеры определенного размера. Задача огромная, но важная. Лишь на большом статистическом материале можно изучать распределение кратеров по формам и размерам и в конечном итоге реконструировать историю (а возможно, и будущее!) метеоритных бомбардировок системы Земля-Луна.

Понятно, что такой труд не под силу сравнительно небольшой группе ученых. Будучи не в состоянии справиться с задачей собственными силами, ученые и создали проект Moon Mappers, куда приглашают каждого желающего. Фил Плэйт из Bad Astronomy зарегистрировался на сайте CosmoQuest и сразу же включился в поиск. Вот картинка, которую автор разместил у себя в блоге для наглядности.

В основе проекта Moon Mappers лежат снимки поверхности Луны, полученные зондом Lunar Reconnaissence Orbiter. На них видно огромное количество кратеров. Источник: Bad Astronomy/ CosmoQuest.org

Синими кружками на снимке отмечены кратеры, найденные программным способом, а зелеными — те кратеры, что нашел Фил. Как видим, с подобными задачами человек справляется сегодня гораздо лучше машины. Работу облегчает тот факт, что отмечать нужно лишь кратеры крупнее 18 пикселов. Это делает поиск в определенной степени увлекательным занятием, а для кого-то даже и азартным, подобным поискам грибов в лесу.

Итак, каждый желающий, у кого есть подключение к сети Интернет, каждый, кто хотел бы рассмотреть поверхность Луны в достаточно высоком разрешении (снимки предоставлены зондом НАСА LRO), наконец, каждый, кто хочет прикоснуться к реальной науке, может смело присоединиться к проекту. Как и у других похожих проектов (Planet Hunters, Galaxy Zoo, Icy Investigators) у Moon Mappers лишь одно ограничение — нужно хотя бы минимальное знание английского языка. Ну, или хотя бы словарь под рукой.

Изучение переменных звезд в XVIII веке

В то время как многие предпочитают проводить отпуск в стороне от делов праведных, Линда М. Френч (Linda M. French) из университета Иллинойса отправилась в английский город Йорк, чтобы изучить жизнь и работу двух первых наблюдателей переменных звезд, Джона Гудрайка и Эдварда Пигготта. В результате появилась статья Historical Interlude: Variable Star Observing in the 18th Century, впечатлениями о которой поделился в блоге astrobites гарвардский аспирант Сукрит Ранджан (Sukrit Ranjan).

Что больше всего удивило в статье молодого аспиранта?

Во-первых, дух новой науки, царивший в Англии конца XVIII века. Несмотря на то, что к этому времени «Начала» Ньютона существовали в печатном виде уже почти целый век, несмотря на работы Локка и Гоббса, на дух учения французских философов-просветителей, покоривших Европу, Ранджан удивлен: оказывается, Англия была «удивительно прогрессивным местом» и вовсе не такой сложной для работы ученого средой, как это «принято считать». Так, Гудрайк учился в школе Уоррингтон, где процветали «наука и вольнодумство». Когда же Гудрайк и Пигготт объявили о своих открытиях звездной переменности, английские астрономы бросились проверять доклады молодых ученых.

Джон Гудрайк (John Goodricke) — 1764-1786 — один из первых наблюдателей переменных звезд. Источник: Википедия

Во-вторых, Ранджан потрясен точностью в измерениях блеска звезд, которой добились первые наблюдатели-переменщики. «Два века отделяло их от ПЗС-матриц и столетие от применения фотопластинки; у них не было никакого механического метода определения блеска звезд», — пишет Ранджан. Тем не менее, Пигготт и Гудрайк не только детально исследовали вариации в яркости переменных дельта Цефея и Алголя, но также и найти периоды изменения их блеска с точностью до часа. «Это заставляет меня понять, насколько я испорчен повсеместным использованием цифровых способов сбора и хранения данных!»

Третье, что удивило нашего аспиранта, — это сложность анализа, который проводили Гудрайк и Пигготт. Среди переменных звезд они сумели выделить два класса объектов, имея в своем распоряжении всего лишь несколько звезд. К первому классу они отнесли звезды типа Алголя, которые демонстрируют периодические резкие изменения яркости. Такая переменность могла бы вызываться периодическими затмениями звезды темным телом (планетой или тусклой звездой) при его движении по орбите. Ко второму классу Пигготт и Гудрайк отнесли звезды типа дельта Цефея, чей блеск меняется непрерывно и пики которого не обязательно совпадают от периода к периоду. Это — пульсирующие звезды.

В итоге обзор статьи Линды Френч (которая интересна сама по себе: помимо прочего, там мы найдем страницу из дневника наблюдений Гудрайка) дал нам возможность не столько проследить за жизнью и работой Пигготта и Гудрайка, сколько за самим обозревающим — типичным представителем молодого поколения ученых.

Колесо Возничего: редкий случай лобового столкновения галактик

Интересный пост был опубликован на прошедшей неделе в блоге astropixie, который ведет австралийский астроном Аманда Бауэр. Речь в нем идет о странной кольцеобразной галактике, найденной в прошлом году в созвездии Возничего.

Галактика Колесо Возничего. Снимки получены на телескопе Субару (Гавайи) через фильтры g' и z'. Источник: Blair Conn et al., 2011

Галактика Колесо Возничего была обнаружена международной группой астрономов с помощью японского телескопа Субару. Помимо кольца из звезд на снимках наблюдается также плотное образование, вытянутое за пределы кольца. Ясно, что наблюдаемая форма является результатом столкновения галактик, причем, вероятно, столкновения лобового. В марте 2012 года авторы открытия провели численное моделирование, чтобы понять, как именно столкновение двух галактик могло породить эту странную парочку и что их ждет в будущем.

Эволюция Колеса Возничего. Взаимодействие галактик в прошлом показано на серии картинок в верхнем ряду, будущее пары — в нижнем. Источник: astropodcast.com

На этой серии картинок показана эволюция Колеса Возничего. Взаимодействие двух галактик, одна из которых была спиральной (галактика №1), а другая эллиптической (галактика №2), началось около 30 миллионов лет назад. 20 миллионов лет назад галактики столкнулись друг с другом, при этом эллиптическая галактика прошла сквозь ядро спиральной галактики. В результате гравитационного взаимодействия структура спиралей была разрушена: часть звезд была вырвана из галактики №1 и образовала приливной хвост, тянущийся к эллиптической галактике, а другая часть приобрела форму расширяющегося во все стороны кольца.

Видно, что уже через 30 — 40 миллионов лет кольцо распадается и от спиральной галактики остается лишь голое ядро. После серии столкновений примерно через 90 миллионов лет остатки галактик сольются в одну эллиптическую галактику, окруженную обширной короной из звезд.

На основе моделирования авторы создали видео, на которых в деталях показано столкновение двух галактик.

Очевидно, в случае с Колесом Возничего мы имеем дело с совпадением двух редко наблюдаемых явлений. Первое — это лобовое столкновение двух галактик, второе — наблюдение яркого кольца в тот момент, когда оно еще не успело распасться. Фактически, мы успели к «месту происшествия» в самый драматический момент.

Космос из хаоса

Рационализм, скрупулезность и педантичность — типичные клише, которые всплывают в уме при упоминании о немцах. В то же время философия и искусство этой великой нации — это упорное стремление познать истину, бога и справедливость в хаосе человеческого существования. Но вот настало время постмодерна, и стремление к высшему вышло из моды. Теперь искусство — лишь продукт интерпретации каждого человека.

Художник Урс Верли (Urs Wehrli) из Швейцарии, например, предлагает нашему вниманию такое — «двойное» — полотно:

Вверху перед нами фотография звездного поля, под ней — аккуратно расставленные по ранжиру светила. Безусловно постмодернистская вещь, однако как во всем этом виден немец! Порядок из хаоса, космос из хаоса — какая ирония! Красиво ли это? Пусть каждый судит сам. Полезно ли? Фил Плэйт из Bad astronomy полагает, что это неплохой способ быстро пересчитать количество галактик, попавших в кадр.

Тоже самое Урс Верли проделал не только с фотографией звездного неба. Серия полотен под названием «Искусство уборки» демонстрирует нам рассортированные суп с алфавитом, хвойные ветки и загорающих на природе. Можно ли считать это искусством, неизвестно, однако чувство юмора у художника, определенно присутствует.