Из комет, доступных для наблюдения в феврале 2012 года, выделим комету Гаррадда, которую можно наблюдать в бинокли и небольшие телескопы в течение всего месяца. Остальные кометы найти на небе гораздо труднее. Тем не менее мы составили список комет ярче 13m, которые можно наблюдать на небе в феврале в средних широтах.

Комета Гаррадда: несостоявшаяся великая комета

В отличие от многих других комет, комета Гаррадда перемещается по небосклону неспешно. Почти полгода потребовалось ей, чтобы пересечь по замысловатой кривой созвездие Геркулеса и подобраться к границам созвездия Дракона. Медленный, ленивый полет кометы объясняется ее широкой орбитой, которая даже в ближайшей к Солнцу точке не приближается к звезде ближе, чем расстояние от Солнца до Марса, то есть, примерно 1,5 а. е.

Перигелий комета Гаррадда прошла 23 декабря высоко над плоскостью эклиптики. А 5 марта она подойдет на минимальное расстояние к Земле (1,27 а. е.). Но на ее блеске это почти не скажется: он вот уже полгода держится на уровне 6-7m, что несколько ниже порога чувствительности наших глаз. Это значит, что комета довольно крупная, и лишь только по несчастливому стечению обстоятельств не стала великой кометой. Если бы ее путь проходил ближе к Солнцу или к Земле, мы непременно увидели бы ее невооруженным глазом!

Есть, правда, в этом и положительный момент. Так как неожиданностей в поведении кометы ждать не приходится, комета является превосходной целью для биноклей или небольших телескопов. Комета Гаррадда светит пусть и неброско, зато ровно и камерно, как свеча.

Видимость кометы Гаррадда в феврале 2012

В феврале комета Гаррадда находится в созвездиях Геркулеса, Дракона и Малой Медведицы. Во второй половине ночи поднимается высоко в небе, при этом видна в бинокль как объект блеском 6,3m и комой около 15′. Размеры и яркость кометы остаются более или менее постоянными в течение месяца.

На сегодняшний день комета Гаррадда — ярчайшая комета на небосклоне обоих полушарий и едва ли не единственная, доступная для наблюдений при помощи простейших инструментов.

комета Гаррадда вблизи М92

Снимок кометы Гаррадда, полученный 31 января 2012 года в Нью-Мексико, США. Комета находилась в одном поле зрения с шаровым звездным скоплением М92 в созвездии Геркулеса. Фото: Rolando Ligustri

Комета Джакобини-Циннер

Это хорошо известная периодическая комета, открытая в декабре 1900 года Мишелем Джакобини и переоткрытая спустя 13 лет немецким астрономом Эрнстом Циннером. Эта комета трудный объект для наблюдения ввиду ее близости на небе к Солнцу. В течение февраля ее можно будет попытаться найти на вечернем небе в созвездии Водолея, а в конце месяца она переместится в созвездии Рыб. Блеск кометы будет медленно уменьшаться.

Комета Лавджоя

Ставшая в конце прошлого года знаменитой, комета Лавджоя в настоящее время представляет собой, скорее, быстро угасающие остатки хвоста, нежели полноценную комету. Ядро кометы, судя по всему, рассыпалось, не выдержав сближения с Солнцем. В начале февраля хвост можно было заметить в местах с очень темным небом как узкую длинную полоску света на фоне звезд. Так как яркость его падает очень быстро, трудно предсказать яркость кометы в середине и конце февраля. В это время остатки кометы будут находиться в созвездии Зайца, то есть теоретически будут доступны для наблюдений в средних широтах.

Очень тусклый и длинный хвост кометы Лавджоя достигал в конце января 37 градусов! Фото: Rob Kaufman

Комета Герелс 2

Еще одна периодическая комета, открытая американским астрономом Томом Герелсом в 1973 году. Каждые 8 лет комета Герелс 2 возвращается к Земле, но ни разу ее блеск не превышал 12m. В этом году блеск кометы достигает ~11,5m, что, конечно, недостаточно для наблюдения ее в бинокли или телескопы с зеркалом 60-80 мм. Обладатели бо́льших инструментов могут попытаться найти комету на вечернем небе в созвездии Рыб. В конце февраля комета переместится в созвездие Овна.

комета Герелс 2

Комета Герелс 2 (78P Gehrels). Снимок сделан 23 сентября 2011 года. Фото: Gregg L. Ruppel

Комета Хилла

Комета Хилла (C/2010 G2 Hill) — последняя из списка комет ярче 13m, которые могут наблюдаться в средних широтах в феврале. Фактически, комету будет трудно наблюдать из-за малого блеска, который упадет в течение месяца на 0,9m. Все же если у вас есть телескоп с объективом 150-200 мм и более, комету можно попытаться разыскать в созвездии Эридана.

Ниже мы приводим таблицы видимости и сводную таблицу комет, а также карты окрестностей комет. Принятые обозначения: m — визуальная звездная величина кометы, D — диаметр комы (в угловых минутах).

Видимость ярких комет в феврале 2012 года

Комета4 февраля11 февраля18 февраля25 февраля3 марта
Гаррадд — C/2009 P1 (Garradd)высоко на утреннем небе ~6 чвысоко на утреннем небе ~5 ч 30 минвысоко на утреннем небе ~5 чвысоко на утреннем небе ~4 ч 40 минвысоко на утреннем небе ~4 ч 30 мин
Лавджой — C/2011 W3 (Lovejoy)не виднаочень низко на юге ~19 ч 30 миннизко на юге ~19 ч 20 миннизко на юге ~19 ч 20 мин низко на юге ~19 ч 20 мин
Герелc 2 — 78P/Gehrelsдовольно высоко вечером ~18 ч 30 миндовольно высоко вечером ~19 чдовольно высоко вечером ~19 ч 10 миндовольно высоко вечером ~19 ч 20 миндовольно высоко вечером ~19 ч 20 мин

Яркие кометы в феврале 2012 года. Сводная таблица

КометаСозвездия1 февраля15 февраля29 февраля
mDmDmD
ГарраддГеркулес, Дракон, Малая Медведица6,312,3'6,213,8'6,314,9'
Джакобини-ЦиннерВодолей8,05,1'7,95,1'8,15,0'
ЛавджойЧасы, Заяц9,610,0'11,17,0'12,35,3'
Герелс 2Рыбы, Овен11,43,2'11,63,0'11,82,8'
ХиллЭридан12,94,0'13,43,5'13,83,2'

Поисковая карта кометы Гаррадда (C/2009 P1 Garradd) в феврале 2012 года.

Поисковая карта кометы Джакобини-Циннер (21P/Giacobini-Zinner) в феврале 2012 года.

Поисковая карта кометы Лавджоя (C /2011 W3 Lovejoy) в феврале 2012 года.

Поисковая карта кометы Герелс 2 (78P/Gehrels) в феврале 2012 года.

Поисковая карта кометы Хилла (C/2010 G2 Hill) в феврале 2012 года.

Данные по кометам и поисковые карты взяты с сайта Cometography. Эфемериды комет можно посмотреть на сайте Центра малых планет.