Каждый год открываются десятки комет, но блеск большинства из них находится за пределами возможностей любительских телескопов. Еще меньше таких, которые видны в самые скромные оптические инструменты — бинокли или небольшие телескопы.

2013 год стал весьма урожайным на яркие кометы. Весной на небе южного полушария блистали кометы Леммон и Панстаррз. Последняя комета, начиная с апреля 2013 года, была хорошо видна и в северном полушарии Земли. Осенью многого ждали от кометы ISON. Вспыхнув лишь за 2 недели до сближения с Солнцем, комета так и не успела как следует разгореться, рассыпавшись в перигелии, однако многие любители астрономы получили прекрасные фотографии этой кометы. Параллельно с ISON была хорошо видна короткопериодическая комета Энке, вновь приблизившаяся к Солнцу. Наконец, очередная комета, открытая австралийским любителем астрономии Терри Лавджоем, C/2013 R1 (Lovejoy) закрыла год, став заметным объектом на небе северного полушария Земли.

Что ждет нас в 2014 году?

Прогнозы — дело неблагодарное, особенно, если они касаются комет — самых хрупких и непредсказуемых небесных тел. Вспомним, сколько славы предрекали комете ISON в декабре 2013 и январе 2014 года! С другой стороны, вряд ли кто в начале прошлого года ожидал, что погибшую ISON заменит на нашем небе другая комета, пусть и не такая яркая, но все же видимая уже в небольшой бинокль. (Речь идет о комете Лавджоя, которая тогда еще не была открыта!)

Впрочем, это экстремальные случаи. Кое-какие прогнозы на этот год можно делать вполне уверенно. Информация, которая имеется в распоряжении астрономов на сегодняшний день, позволяет предположить, что в 2014 году по крайней мере 5 комет станут ярче 9m, что сделает возможным их наблюдения в бинокли.

Комета C/2013 R1 (Lovejoy)

Первая комета в нашем обзоре — все та же комета Лавджоя C/2013 R1 (Lovejoy), которая в январе перемещается по созвездиям Геркулеса и Змееносца. Комета уже прошла перигелий и в настоящее время удаляется от Земли, поэтому ее блеск довольно быстро падает. Однако в январе и в феврале 2014 года C/2013 R1 (Lovejoy) еще можно увидеть в бинокль или небольшой телескоп на утреннем небе, в созвездиях Геркулеса и Змееносца.

Путь кометы Лавджоя C/2013 R1 (Lovejoy) в январе 2014 года. Источник: cometchasing.skyhound.com

В настоящее время комета Лавджоя имеет блеск 6,8m, к концу января он упадет до 7,5m, а в течение февряля — до 9m.

Комета C/2012 X1 (LINEAR)

Комета C/2012 X1 (LINEAR) была открыта 8 декабря 2012 года в Линкольнской лаборатории исследования околоземных астероидов. После вычисления орбиты кометы предполагалось, что ее блеск не поднимется в максимуме выше 12 звездной величины. Однако осенью 2013 года комета испытала неожиданную вспышку, в результате которой ее яркость выросла более чем в 100 раз!

Неожиданная вспышка кометы C/2012 X1 (LINEAR). Источник: aerith.net

В начале 2014 года блеск C/2012 X1 (LINEAR) составляет около 9. Вспышка затухает, однако положение кометы по отношению к Солнцу и Земле позволяет утверждаеть, что ее блеск после некоторого спада еще вырастет в ближайшие 2 месяца на 1-1,5 зв. величины и достигнет 7,5-8m.

В январе комета находится в созвездии Змееносца и видна на утреннем небе на востоке. Февраль комета проведет в созвездии Змеи, после чего переместится в созвездие Орла. Ожидается, что максимума блеска комета C/2012 X1 (LINEAR) достигнет во второй половине февраля, после чего будет видна в бинокли и небольшие телескопы вплоть до конца апреля. К этому времени комета перейдет из созвездия Орла в созвездие Водолея.

Комета C/2012 X1 (LINEAR) после вспышки. Яркое звездообразное ядро кометы окружает протяженная кома. Снимок сделан 30 октября 2013 года. Фото: Damian Peach

Комета C/2012 K1 (PanSTARRS)

Открытая 19 мая 2012 года на телескопе Pan-STARRS 1, комета C/2012 K1 (PanSTARRS) сейчас находится в созвездии Геркулеса и пока слишком слаба для визуальных наблюдений.

Первые наблюдения возможны только с середины апреля, когда блеск кометы вырастет до 9m. В это время комета будет находиться на 3° севернее звезды бета Волопаса. В конце апреля комета C/2012 K1 (PanSTARRS) на короткое время перейдет в созвездие Большой Медведицы, и 28-30 апреля будет находиться поблизости от Бенетнаша, крайней звезды ручки Большого Ковша. Половину мая 2014 года C/2012 K1 (PanSTARRS) проведет в созвездии Гончих Псов под Ковшом. Ее блеск при этом вырастет до 8m. Конец мая комета проведет вновь в созвездии Большой Медведицы, после чего перейдет в созвездие Малого Льва.

Путь кометы C/2012 K1 PANSTARRS в апреле-июне 2014 года. Источник: Universetodey.com/SkyMap software

К концу июня блеск кометы достигнет 7,5m, что сделает C/2012 K1 (PanSTARRS) хорошей целью для наблюдений в бинокль. Правда, это замечание касается только жителей южных регионов России, так как на севере и в средней полосе в это время наступают белые ночи.

В июле и августе C/2012 K1 (PanSTARRS), находясь вблизи Солнца, будет недоступна для наблюдений. Комета вновь появится уже в сентябре на утреннем небе, двигаясь в юго-западном направлении через созвездия Гидры и Парусов. Ожидается, что к октябрю блеск кометы достигнет 5,5m и отрастит приличный хвост, но это зрелище, увы, пройдет мимо нас. В этот период комета будет хорошо видна в южном полушарии Земли.

Комета C/2013 A1 (Siding Spring)

Самая ожидаемая комета 2014 года — безусловно, комета C/2013 A1 (Siding Spring). Открытая 3 января 2013 года Робертом МакНотом на обсерватории Сайдинг-Спринг (Австралия), комета быстро привлекла внимание астрономов своей необычной орбитой. Первоначальные расчеты показали, что в октябре 2014 года комета должна столкнуться… с Марсом! Хотя после уточнения орбиты астрономы свели вероятность столкновения к нулю, поднявшаяся к тому времени шумиха уже вызвала большой общественный резонанс.

Что же произойдет 19 октября? В этот день комета C/2013 A1 (Siding Spring) пройдет на расстоянии 40-130 тыс. км от Марса (уточнения орбиты еще будут проводиться по мере приближения кометы и после ее гравитационного взаимодействия с другими телами Солнечной системы).

Далеко это или близко? Зная, что расстояние от Земли до Луны составляет около 385 тыс. км, можно констатировать, что очень близко. Нижняя оценка в 40 тысяч км сопоставима с расстоянием от Земли до орбит геостационарных спутников. Верхняя оценка (130 тыс. км) втрое меньше расстояния от Земли до Луны. Пролетая на таком расстоянии от нашей планеты, даже небольшой метеороид размерами в 3-5 метров (втрое меньше челябинского метеорита) считается опасным. Размеры же ядра C/2013 A1 (Siding Spring) оцениваются некоторыми учеными в 10 км и больше!

Иными словами событие предстоит незаурядное. Но насколько заметное и красивое? Во-первых, нужно сразу сказать, что блеск C/2013 A1 (Siding Spring) в это время не достигнет и 7 зв. величины (ожидается в районе 7,5m). Комета, хотя и будет хорошо видна в бинокли, не покажет роскошного хвоста, большой головы и т. д. Во-вторых, сближение кометы и Марса произойдет в созвездии Скорпиона — слишком низко для жителей севера и средней полосы России. Только на юге Украины, России и Казахстана Марс поднимется достаточно высоко в небе, чтобы рядом с ним можно было разглядеть комету.

Зрелище сближения Марса и C/2013 A1 (Siding Spring) станет ярким для продвинутых любителей астрономии в южном полушарии Земли, вооруженных большими телескопами и владеющими техникой астрофотографии. В ноябре и декабре 2014 года комета поднимется в нашем небе, пройдя через созвездия Змееносца и Змеи, но к этому времени блеск ее упадет ниже 8,5-9m.

Комета C/2013 V5 (Oukaimeden)

Последняя комета в нашем обзоре — C/2013 V5 (Oukaimeden), открытая 12 ноября 2013 года Мишелем Ори в обсерватории Оукаймеден под Марракешем (Марокко). Предварительные расчеты показывают, что комету можно будет наблюдать начиная с августа, когда ее блеск превысит 9m. В это время C/2013 V5 (Oukaimeden) будет находиться в созвездии Единорога и видна на предрассветном небе. В конце сентября ее яркость достигнет максимума — 5,5m, однако в это время комету можно будет успешно наблюдать только из южного полушария Земли.

Комета Оукаймеден пока еще очень слаба, но в конце лета обещает стать видимой в бинокль. На этом снимке, полученном на 0,4-метровом телескопе, следившем за движущейся кометой, звезды за время экспозиции сдвинулись и превратились в полоски. Источник: aerith.net

Подводя итог, скажем, что 2014 год не обещает ни «парада комет», как год прошлый, ни «кометы столетия». Две кометы из пяти наиболее ярких в максимуме блеска, вероятно, будут находиться на пределе видимости невооруженным глазом, но лишь для жителей южного полушария Земли. Зимой 2014 года можно наблюдать кометы C/2013 R1 (Lovejoy) и C/2012 X1 (LINEAR) на утреннем небе. Весной их сменит комета C/2012 K1 (PanSTARRS). В августе 2014 года можно будет увидеть комету Оукаймеден — тоже на утреннем небе. 19 октября 2014 года состоится очень тесное сближение кометы C/2013 A1 (Siding Spring) с планетой Марс; на нашем небе эту пару можно будет увидеть вечером низко над западным горизонтом. Блеск кометы в это время ожидается в районе 7,5 зв. вел., поэтому в небольшие бинокли и телескопы зрелище, вероятно, покажется не слишком захватывающим.

Следует иметь в виду, что приведенные выше описания могут оказаться неполными. Кометы часто испытывают вспышки, обусловленные выбросами с их поверхности большого количества газов и пыли под действием солнечного излучения. Предсказать такие вспышки практически невозможно. Недавние примеры с кометами C/2011 L4 (PANSTARRS) и C/2013 R1 (Lovejoy) показывают, что в результате вспышки телескопическая комета может стать видимой и невооруженным глазом! Кроме того, нельзя исключать и возможности открытия в ближайшие месяцы новой кометы, способной стать яркой до конца 2014 года.

комета Лавджоя

Комета C 2013 R1 (Lovejoy), сфотографированная 15 декабря 2013 года недалеко от звезды дзета Геркулеса — ее лучи видны в правом верхнем углу. Комета Лавджоя стала неожиданным подарком для любителей астрономии, ведь открыта она была лишь за пару месяцев до того момента, когда стала заметной в бинокль. Фото: Велимир Попов, Эмил Иванов

В заключение скажем несколько слов про наблюдения комет. Слабые кометы представляются в бинокль или телескоп обычно в виде тусклых туманных пятнышек без видимого хвоста. Их легко спутать с туманностями и галактиками. Отметим, что говоря «блеск кометы станет равным 5m», мы имеем в виду интегральный блеск всей площади свечения кометы. Ясно, что компактные кометы с небольшой головой будут выглядеть ярче, чем большие кометы того же блеска.

Вообще же при наблюдениях комет очень важным условием является по-настоящему темное небо — то есть, отсутствие городской засветки и Луны в фазе близкой к полнолунию. Состояние атмосферы также играет большую роль: струящийся воздух, дымка, взвешенная в воздухе пыль и перистые облака могут сильно затруднить наблюдение комет. Только в ясную безлунную ночь, вдали от города вы сможете увидеть указанные выше кометы даже в небольшой 40-мм бинокль, а их вид по-настоящему впечатлит. Чтобы проводить наблюдения комет в городе, нужно найти место, где хотя бы не мешает свет уличных фонарей. Городские наблюдения потребуют гораздо более серьезных инструментов и идеальной погоды.